MENU

С принятием закона Ко-Ки украинский язык может исчезнуть через сто лет

1045 1


Гайдпаркер Тарас Мазепинко описывает ситуацию, которая сложилась с языками народов мира и положение среди них исчезающих. Для украинского языка эта тема особенно актуальна после принятия Верховной Радой закона Колесниченко-Кивалова, котрый ущемляет права украинского языка.

 

В мире существует более6800 языков. Более 90 процентов из них имеютменее ста тысяч носителей. Около 350языков — менее пятидесяти носителей.В то же время 40 языков — самые популярные,ими общается около 66 процентов населенияпланеты.


Так, китайским владеют1 млрд. 300 млн. человек; английский язык— родной для 354 млн. человек и еще втроебольше владеют им как вторым языком,испанским — более 600 млн., арабском —370 млн., на русском говорят около 300 млн.О безопасности этих языков можно неволноваться, а вот другие оказываютсяпод угрозой повторить судьбу еякскогоязыка, исчезнувшего три года назад,когда умерла Мэри Смит Джоунс – последняя,разговаривающая на нем, женщина. Смертьязыка — потеря человечеством частицыуникальности, поскольку языки — это иесть отражение жизни и мира, в которомживет тот или иной народ.


Светлого будущегоязыкам ученые не предсказывают. Лингвисты,работавшие в рамках программы международнойорганизации Worldwatch, пришли к выводу, чток концу XXI века исчезнет половина изсегодняшних языков. «И это еще оптимистичныйпрогноз», — замечают они. По оценкеНационального географического обществаСША, каждые две недели в мире умираетодин язык. Чтобы хоть как-то повлиятьна эту ситуацию, была создана «Краснаюкнигу языков», в которой языки разделеныпо категориям, в соответствии с уровнемсохранности (Levels of endangerment), т.е. шкалы изнескольких категорий, предложеннойЮНЕСКО для определения опасности, вкоторой оказался тот или другой язык.Существует шесть уровней. Первый —языки, отмершие после 1500 года; языки,находящиеся на грани исчезновения (нимиразговаривают несколько десятковпожилых людей, таких как — около 540 —маньчжурский, айнский) языки, исчезают(свыше 500: ижорский, кетский), неблагополучныеязыка (количество детей, которые нимиразговаривают, резко сокращается, таких— более 650: коми, ирландский), нестабильныеязыки (язык, которым хоть и говорят людиразного возраста, но они либо не имеютофициального статуса, либо не престижны,их около 610 — белорусский, чукотский,)и благополучные языка. Причем, какотмечают лингвисты ЮНЕСКО, «исчезновениеязыков наблюдается во всех регионахмира и в разных условиях развитияэкономики».


Но не все так плохо:языки не только умирают, но и обладаютспособностью воскресать. Карнийскиеязык — один из кельтских языков, своегопоследнего носителя потерял в 1777 г.Через сто лет речь воскресла и дожиладо сегодняшнего дня (сейчас на немразговаривают около двух тысяч человек).Еще примечательно пример — историяиврита. Еще сто лет назад на нем никтоне разговаривал. Существовала лишьписьменная форма, которой пользовалисьво время иудейских богослужений. Но свозникновением в 1948 г. Израиля ивритполучил статус государственного языка.Теперь им пользуются более пяти миллионовизраильтян. Престиж и популярностьэтого языка растет с каждым годом.


У людей, которые говорилина разных языках, возникает необходимостьобъясниться, — объяснила феномен ивритазаведующая кафедрой украинскогоприкладного языкознания, докторфилологических наук профессор ИринаКочан. — Общим знаменателем для них,благодаря вере и государству, сталиврит. Этот же принцип общему знаменателюобъясняет популярность английскогоязыка, который сейчас взял на себяфункцию языка международного общения.Но объединяющим фактором для людей вэтом случае являются наука, бизнес. Людипредпочитают языки, с помощью которыхлегче делать карьеру, жить в обществе.Хотя без государственной поддержки издесь не обошлось. В США не получишьдостойной работы без совершенноговладения английским. В Беларуси, кпримеру, все наоборот. Белорусский язык— не востребован государством. На немразговаривают единицы. Властная верхушкаизо всех сил показывает, насколько этоневостребованный и не престижный язык.Подобные процессы наблюдаются и вУкраине. У нас только написано, чтогосударственный язык — украинский. Нобольшинство депутатов, представителейвласти позволяют себе переходить нарусский язык. Таким образом, они показываютпример всему населению, поднимая престиж«общепанятного» и снижая статусукраинского языка.

     

Чтобы спасти тот илииной язык, нужен системный подход,убеждены лингвисты. Во-первых, этоинтерес снизу: люди должны бытьзаинтересованы в сохранении своегоязыка. Во-вторых, интерес сверху:государственная и международнаяподдержка. Нужно ввести язык вобразовательную систему, поднять еепрестиж, поощрять использование языкав литературе. Это достаточно затратнаяинициатива, но и она может приносить нетолько нематериальные, но и денежныедоходы, например, благодаря туризму.«Язык должен выполнять свои основныефункции, — рассказывает формулу успехаязыка Ирина Кочан. — Коммуникативную,культуроносную, познания, словообразования,мислетворения, номинативную,идентифицирующую (именно язык показывает,к какой нации ты принадлежишь)… Есликакие-либо функции утрачиваются, языкоказывается под угрозой.


Государство и языквзаимосвязаны. Когда государстводостигает определенных высот популярности,статус его языка растет прямопропорционально».


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини