«Евромайдан – это реально государство в городе» - россиянка, живущая в Украине. ФОТО
Вчера в очередной раз пыталась поснимать Евромайдан. Изначально задача была купить лекарства: знакомые из Львова передали деньги. А по итогу получилось, что я волонтерила на одной из Евромайдановых кухонь. Получила массу удовольствия. Теперь можете меня отфренживать и отписываться.
Я еще сделаю дайджест на эту тему, потому что есть некоторые статьи и фото, которые я хочу для себя сохранить. Пока же моих личных мнений на тему Евромайдана, четко сформулированных и мне самой кристально ясных - два.
Первое – единства мнений на счет самого факта существования города в городе быть не может, и это невероятная лакмусовая бумага для людей, их отношений, их связей, их дружбы.
Хватит ума или не хватит не переходить на личности, отстаивая свою точку зрения? Хватит или не хватит терпимости принять чужое мнение, остро отличное от твоего? Хватит или не хватит теплоты чувств, понимания и, возможно, прощения? Каждый день, читая разное в FB, общаясь со своими знакомыми, я задаю себе эти вопросы и каждый раз мне приходится на них отвечать и делать выбор – вот этого конкретного человека я принимаю с таким его мнением или это отличный повод распрощаться с ним навсегда?
Вообще же, ситуация с ЕС, Евромайданом, всякими этими «там воняет» и «идиоты общественные лавочки посносили, кто им разрешил» (молчу уже про памятник, молчу) страшно напоминает мне Советскую Россию образца 30-40 гг. Не в фактическом, конечно, контексте, а в отношенческом – к власти. Был Сталин-тиран, но об этом нельзя говорить вслух, и был Сталин-отец.
Тогда ровно половины страны убили и разграбили, а вторая половина рыдала 5 марта 1953 года, а были еще умники, которые на его похоронах себя похоронили. И это не значит, что первые молодцы, а вторые – дураки. Просто были семьи, которых весь этот ад касался, а были те, которых – нет. Или те, которым казалось, что нет. Ведь если что-то происходит с соседями или знакомыми – это же не твоя семья. Значит, твою не касаются ни аресты, ни ссылки, ни доносы, ни обыски, ни тюрьмы, ни допросы.
Я к чему. Я – русская россиянка, живущая в Украине давно. (и да, я не на Украине живу, если что, я живу в). Моя работа и мои проекты таковы, что, слава богу, меня не касается политика никак. И сама я вообще аполитична генетически. Но я знаю много тех, кого коснулись «репрессии» последних трех лет так или иначе. Тех, чьи рестораны сжигали, чей бизнес разворовывали, требуя 60 процентов прибыли, чьи бизнес-центры сдавали свой «налог», предварительно собрав его с арендаторов, тех, к кому пришли и сказали, что ваше здание вам больше не принадлежит.
И как я, зная все это, могу думать про запах и мусор на Майдане, про лавочки и про то, что «вы идиоты, стоя там, служите чьим-то интересам». Я ооооочень много чего могу написать в довесок к уже написанному каждому слову, но не стану. Те, кто понимают – они уже на Евромайдане: физически или ситуативно. Те, кто не понимают – не хотят и навряд ли поймут. Мышление раба невозможно в себе признать, когда тебя лично не ставили в конкретную ситуацию в определенной позе. Пока тебя не поставят, пока ты не примешь решение – идешь ты после этого на баррикады или нет, - говорить не о чем. Я поддерживаю Евромайдан, потому что не хочу ждать, пока сама окажусь в подобной ситуации. Можно поучиться на других примерах, и не страшно, что они лично меня не коснулись. Я знаю людей, которые через это проходят, и мне этого достаточно.
Второе. Евромайдан – это реально государство в городе. И это совершенно невозможно ни понять, ни представить, пока не побродишь там внимательным взглядом: руководство, охрана, связи с общественностью, рабочие внутри и работники извне, медицина, кухни, жилье.
Хотя в целом ситуация сюр еще тот, а Кафке, я думаю, понравилось бы. Очень разные люди. Очень разные цели. Очень много бесцельных. Очень много «спасателей» по природе. Я об этом писала совершенно в другом контексте, но пообщалась с людьми и поняла, что-таки моя типология работает в разных ситуациях.
И хоть изначально я хотела что-то интересное поснимать и встретиться с подружкой, но на призыв в метре от меня: «Нужны волонтеры на кухню!», - не смогла молчать. Я была внутри недолго, и на моей совести не так много того почищенного чеснока, но маски и одноразовые перчатки, слаженность действий, комфортное общение с совершенно незнакомыми людьми, понимание своего места здесь и сейчас в этой структуре – это весьма и весьма, скажу я вам. Именно внутри той палатки сознание очищается особенным образом – ты вроде бы в центре событий, но ты за работой не знаешь, что происходит снаружи.
Ты с незнакомыми людьми, но они тебе приятнее многих знакомых, потому что общая цель, потому что единомышленники, потому что общее дело (и не псевдореволюция, а приготовить обед всего лишь). Ты настолько погружаешься в здесь и сейчас, что это становится сродни медитации. Не зря Аня до моего звонка хотела «заняться чем-то медитативным», а потом попала на кухню Евромайдана и поняла: «Це воно!»
«Там идиоты, они голосуют за других идиотов, там бездельники и бомжи, там марионетки, там неудачники…» - дополните список на свое усмотрение, это то, что я слышала чаще всего. Да, котики. Если хочется верить так – кто ж вам запретит. Но всегда стоит помнить об одном: кто говорит, что где-то там идиот, тот кивает только на себя. А страх ли узнать себя, настоящего, за этим стоит, или попытка казаться умным и дальновидным в глазах других, неумение видеть две стороны одной медали и быть объективным, или что угодно еще другое – мне, например, совершенно все равно. Я все равно все оцениваю исходя из моего первого принципа: хватит ума или нет.
И, к вопросу об объективности: меня страшно бесит, что перекрыт Крещатик и вообще половина центра – и так не пройти не проехать в Киеве в мирное время, еще и это. Да, снос памятника непонятно кем и зачем – тот еще вандализм. И расписанные лозунгами памятники, стены домов, обклеенные призывами все поверхности всего центра, – это совершенно не хорошо и не красиво. И я ужасно не хочу узнавать всю ту правду, которую я для себя узнаю про всех моих знакомых, и за это чувство благодарности Евромайдану у меня смешивается с легкой ненавистью к нему же, потому что иногда это близкие люди. А я страсть как не люблю разочаровываться в людях, потому что мне потом придется с этим жить.
Но знаете, вместо того, чтобы морщить носик и рассуждать о «быдле на Майдане», как будто я вся умная и в белом, я принимаю происходящее как реально важные исторические события, пусть и в неродной мне, стране. А насколько мои оценки «важности» реальны – покажет только время. Но никак не те, кто смотрит на меня снисходительно и говорит: «Ой, ну какая же наивная дурочка». Поверьте, зайчики, я точно не тупее вас.
А вообще я в щенячьем восторге от того, что в этой стране постоянно что-то происходит. И я живу в этой стране, в которой вечно что-то происходит. И можно наблюдать за разными событиями становления молодой страны в довольно мирном проявлении (не считая Беркута в пару известных всем ночей). И, традиционно подытоживая, могу сказать: я очень, очень счастлива быть и жить именно здесь в настоящий период моей жизни. В случае чего, на Евромайдане и накормят :)
Этот прелестный мальчик решил, что рыжему фотографу пора поесть и вручил мне бутерброд с медом, орехами и лимоном. Буду дома теперь такие делать - вкусно!
Вообще, фото, конечно, без претензий.
Все, что я успела до того, как попасть на кухню, - покружиться на пятачке на самом Майдане.
Увидеть, где сдают элитное жилье в центре Киева
Рассмотреть печально известную йолку
И баррикаду на Институтской
Очень-преочень много-премного журналистов и людей с камерами
Фотографирующихся тоже очень много
Эти «мини-баррикады» смело можно в музей современного искусства
Кому поесть?
Кому технику зарядить?
За право, за волю
Даже если всех неимущих, пенсионеров и других обездоленных покормят месяц на Майдане, я уже буду считать, что он состоялся не зря. Люди хоть мяса поедят да хорошей тушенки, да меда с орехами.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки