Миром управляют государства, которые используют английский язык
Сегодня внаучных кругах много дискуссий о том,кто управляет современным миром иуправляет ли кто-то вообще. Трудно несогласиться, что этот вопрос интересендля каждого человека, хоть сколькоинтересующегося современной политикойи экономикой. Об этом пишет Сергей Кизима, заведующийкафедрой международных отношенийАкадемии управления при ПрезидентеРеспублики Беларусь, доктор политическихнаук
По мнениюСрджана Вуцетика, профессора УниверситетаОттавы (Канада), миром управляетанглосфера. В своей статье «Англоглобальноеуправление?», опубликованной в «CambridgeReview of International Affairs», он относит этоттермин к группе использующих английскийязык государств, стран и обществ,объединенных языком, ценностями иучреждениями, связанными с историческимопытом Великобритании и ее империи. Помнению канадского профессора, у англосферыесть свои особенности.
В частности, одной изних является роль англосферы в «Западнойцивилизации», макроисторическомобразовании, связанном как с греко-римскимии христианскими традициями, так и сфилософским и научным наследиемпросвещения. Англосфера находится врамках западной цивилизации, но отличаетсяот нее тем, что делает особый упор напротестантство и экономическийлиберализм, выдвигая их против католицизмаи иерархического патернализма. США иВеликобритания составляют «ядро»сообщества, которое также включаетдругие англоязычные демократическиегосударства, такие как Австралия, Канада,Новая Зеландия и Ирландия и в последнююочередь - остальную часть англоязычногопространства.
Профессор отмечает,что, будучи введенным в 1999-2000 гг. на двухконференциях, созванных ГудзонскимИнститутом, понятие англосферы всеболее и более становится популярнымсреди различных англофилов, и в особенностиу англо-американских консерваторов инеоконсерваторов. Этот процесссвязан и с американским империализмом.Имперская миссия США напрямую выражаетсяв терминах либеральных ценностей,применяемых в многочисленных сферахчеловеческой активности, от любви довойны. С точки зрения перспективы теориивласти, либеральные цели и имперскиесредства являются двумя сторонами одноймонеты. Заставлять других делать то,что они иначе не сделали бы, - это и естьлицо имперской власти.
Используемыйпри глобальном управлении аргумент,что либералы должны действоватьнелиберально, чтобы поддерживатьпорядок, является отражением дискурсаколониальной эры о ноше белого человека,цивилизаторской миссии и другихидеологических рассуждений подобноготолка. В частности, по мнению профессора,зона мира между ведущими западнымидемократиями появилась не из-задемократической дружбы, а из-за расизмаамериканских и британских элит.
В конце XIX столетия расабыла главным стержнем в оправданииимпериализма. Идеи, проистекающие изразличных форм расового эволюционизма,использовались для характеристикинародов и социальных институтов всоответствии с их биологической иликультурной ценностью. Государственныедеятели и в Лондоне, и в Вашингтонеполагали, что они принадлежат к единойангло-саксонской расе, которая являетсяполитическим авангардом человечества.Это заставляло Вашингтон и Лондон мирноразрешать все конфликты и взаимодействоватьв различных имперских миссиях.
Что влечет за собой длямира дальнейшее распространениеанглийского языка? По мнению Вуцетика,можно ожидать усиления «культурного»и даже «лингвистического» империализмав качестве все более влиятельнойисторической силы. Это связано с тем,что число носителей английского языкаподпрыгнуло с 250 миллионов в 1952-м к почтидвум миллиардам сегодня и, вероятно,достигнет трех миллиардов человек к2015-му, а в следующем десятилетии половинанаселения в мире, как ожидают, будетвладеть в той или иной степени английскимязыком. Английский язык также подразумеваетглобальное распространение ценностей,встроенных в язык и не осознаваемых приизучении, которые влияют на подсознаниелюдей. В силу этого профессор считает,что англосфера, скорее всего, останетсянеотделимой от структур и процессовглобального управления, по меньшеймере, еще на одно поколение.
Большинство доводовпрофессора Вуцетика представляютсяхорошо обоснованными. Действительно,расовый принцип и общее родство играютбольшую роль в координации действийСША, Великобритании и ряда другиханглоязычных государств на современнойарене. Это настолько очевидно, что вофранцузской прессе (на что указывает исам Вуцетик) идут бурные дискуссии озасилье англосаксов в западнойцивилизации.
Это не устраиваетфранцузскую политическую элиту,оказывающуюся в результате навторостепенных ролях в мировой табелио рангах, с чем трудно смиритьсяфранцузским политикам, мечтающим овременах имперского могущества Франциивремен Наполеона. Трудно согласитьсялишь с прогнозом профессора Вуцетикао том, что бурное распространениеанглийского языка укрепляет властьанглосферы над миром.
Далеко не все учатанглийский язык, чтобы покорно подчинятьсяуказаниям из Вашингтона или Лондона.Бурное распространение английскогоязыка в Китае, например, приводит какраз к обратному результату - китайцы,овладев английским, используют его дляослабления имперских возможностей США.
Падение престижа Западаиз-за неспособности справиться сэкономическим кризисом также негативновлияет на позиции англосферы в мировойтабели о рангах. Оказывают отрицательноевлияние на способность англосаксовуправлять миром и постепенное сокращениедоли экономик англосферы в мировойэкономике, и рост влияния Германии вЕвросоюзе, которая склонна проводитьполитику, ориентированную на собственныеинтересы, а не на интересы Вашингтонаи Лондона. Возрастание в глобальнойполитике роли России и планируемогоЕвразийского союза также окажетнегативное влияние на амбиции англосаксов.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки