Мысли крымчанки
Шлях до порозуміння всередині України лежить через діалог. І нам важливо зрозуміти відчуття одне одного. Ми вирішили опублікувати текст дівчини з Криму, без змін – спробуйте відчути себе на її місці. Можливо тоді ми зрозуміємо, як вирішити наші проблеми. Коли, як не тепер?
Сейчас все говорят о Крыме, скажу и я. Я – коренная крымчанка, выросшая в Симферополе. Почти все мои близкие родственники разбросаны по Крыму. И я понимаю, почему Крым чувствует себя недолюбленным и постараюсь объяснить. Конечно, я не могу претендовать на то, что говорю от всех, но позвольте обобщить мои мысли, мысли моих родственников и знакомых.
Очень важно то, что Крым – это полуостров, соединяющийся с материком узким перешейком.То есть Крым в банальной географической изоляции. Поток туристов в Крым существует 4, ну пусть 5 месяцев в год из 12. В остальное время крымчане практически изолированы. Поскольку Крым обладает большим культурным наследием и уникальной природой, крымчане чаще всего не считают нужным путешествовать по Украине, да и ресурсов для этого не особенно много. Программ обмена нет, а те частные случаи, когда кто-то кого-то куда-то вывозит, они единичны. Потому крымчане слабо понимают остальную Украину. Севастополь это вообще отдельная история, до 90-х город был закрыт и даже крымчане могли туда попасть только при наличии специального разрешения. Да, сейчас он открыт, но вне курортного сезона, основной контингент, с которым общается Севастополь, это российские моряки. Моряки часть города, при том та часть, которая Севастополь от части кормит.
Для того, чтоб говорить о полуострове, нужно понимать о чем он мечтает. Для этого нужно взять и прочесть книгу Василия Аксёнова “Остров Крым”, краткое содержание для ленивых можно найти в википедии. После этого стоит вспомнить “Алые паруса” Грина. Прочли? Вспомнили? Вот соедините и получите мечту Крыма.
Большинство жителей полуострова с младых ногтей знают о том, что Крым – избранное место, почти священное и уникальное. Место и вправду уникальное, а избранность была еще до СССР. Вспомните царский дворец в Ливадии или поместья русских князей. Когда вы едете из Симферополя в Алушту, вы всегда можете увидеть кого-то, кто ищет профиль Екатерины II на Демерджи. При СССР эту любовь только развили. Вспомните старые советские фильмы – или они были частично сняты в Крыму, или главные герои всегда очень радуются путевке в Крым. При СССР Крым был залюблен.
Госдача генсеков КППС в Форосе была излюбленным местом отдыха, потому в Крым всегда вкладывали. Того же Горбачева во время путча вывозили именно из Фороса. Крымчане этим очень гордятся.
Мне хотелось бы написать гордились, в прошедшем времени, но нет, гордятся до сих пор. Крым очень хорошо помнит любые, казалось бы незначительные события. Вот вы знали, что 1967 году в Севастополе на Сапун-горе прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница»? Вряд ли. А севастопольцы помнят. Это очень похоже на фантомные боли дворянства в изгнании, когда ему приходится общаться с пролетариатом, пришедшим к власти. Почему остальную часть Украины Крым считает пролетариатом?
Потому что во-первых Украина пришла с силой, привет первому президенту независимой Украины Кравчуку. Когда у крымчан должен был состояться референдум на тему независимости, я помню разрисованные заборы фразой “Крым будет или украинским или безлюдным”. Согласитесь, это чудесное начало долгой дружбы. Именно на этой волне выехал первый и единственный президент Крыма Мешков, которого, кстати, мало кто любил, но это был протест. Погасили.
Чтоб не обострять ситуацию дальше о Крыме забыли. Ну то есть оставили Крым и решили: ну их нафиг, пусть сами разбираются. И, учитывая, что это были ранние 90-ые, то власть в Крыму де факто захватили бандитские группировки. Непередаваемое ощущение, когда ты идешь из школы в бантиках, а буквально в 10 шагах от тебя на одной из центральных площадей Симферополя останавливается машина одного бандита и расстреливает другого.
Если кому интересно, то можно погуглить крымские криминальные войны. Кстати в Крыму они закончились гораздо позже, чем в остальной Украине, когда из Киева таки соизволили обратить на это внимание. Бандитов, конечно, приструнили (это был долгий процесс), а потом прислали своих, украинских, наместников на местах или договорились с местными полукриминальными.Результат такой же, как и во всей Украине – тотальная коррупция, постепенное закручивание гаек. Но Крым всегда мало интересовала остальная Украина, и нельзя сказать что это не было взаимным.
Русский язык. В моей школе, как и во всех школах, висели всяческие плакаты с цитатами. Но не Шевченко, нет. Кажется Шевченко был только в кабинете украинского языка и то, не факт. Зато плакаты с цитатами из Пушкина, Лермонтова, Фета висели везде. В Детском парке Симферополя есть дуб, его называют Пушкинским, с ним связана гродская легенда. В Крыму масса табличек еще с советских времен о том, что на этой лавочке сидел тот русский писатель, а на этой этот, а вот тут он вообще жил. И это тоже обличено в легенды. В Коктебеле с вами будут говорить о Максимилиане Волошине, а в Бахчисарае о Пушкине, потому что:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Я давно живу в Киеве и для того, чтоб поступить в киевский ВУЗ я два года по выходным занималась с репетитором, потому что в моей школе украинский язык и литература были неделя через неделю. Привет тут хочу передать составителям унифицированной школьной программы, без учета культурной особенности региона. Все интересные книги на украинском и украинских авторов я искала сама и уже после того, как закончила школу.
В типичную школьную программу выходила вся украинская классика, которая по сравнению с русской литературой казалось бедной, несчастной и не интересной. А еще я болею, как мне говорят, типичной болезнью крымчан в украинском языке – я не слышу разницы между “и” и “і” и не всегда слышу ее с “е” и “є”. Я знаю украинский, я говорю на нем, уже без сильно заметного акцента, я пишу на нем, но думаю я на русском, это просто часть меня. С украинским я примирилась, когда 1+1 стал показывать отличные, как для меня-подростка, сериалы типа “Беверли-Хиллз” с очень хорошей озвучкой.
Помню свое возмущение, когда вместо привычной озвучки пустили вдруг русскую на одну серию – это было совсем не то. Но при этом, я смотрела ОРТ и РТР, потому что они банально были интереснее в плане культурных и общеобразовательных программ. Что не мешало мне по утрам собираться в школу под ‘Cніданок з 1+1’ и напевать “Світанок” Русланы, потому что это был банально качественный и красивый продукт.
История и идентичность. С начала времен Крым переходил из рук в руки: скифы, тавры, греки, сарматы, готы, гунны, Боспорское царство, Херсонес, часть Византии, приход хазар, русичей, турков, татар и далее по тексту. Крым на протяжении всей своей истории был значимым фортпостом и идентифицирует себя со всеми максимально важными моментами истории и он прав. И это напрямую связано с идентичностью.
Например, Крымская война, она была проиграна Россией, но крымчане гордятся своим героизмом во время это войны и точно знают, что, например, в Лондоне на пересечении Риджен стрит и Пэлл Мэлл есть мемориал, посвященный англичанам, погибшим в крымской войне. И тут важно не то, что это мемориал противнику, а то что в Лондоне знают о Крыме.
Великая отечественная война в Крыму – это важно, а 9 мая и правда святой праздник. Во-первых потому что роль Севастополя в обороне сложно переоценить, а во-вторых потому что в Крыму каждый второй или бывший военный, или ребенок военного. Это то, кстати, почему Бандерой пугают детей и почему крымчане боятся бандеровецв.
Идеологический враг СССР, развитый отставными военными в страшную сказку. История в Крыму, учитывая средний возраст учителей, преподается чаще всего, по старым советским канонам. Есть объективные учителя, но их очень мало, а родители дома все равно могут сказать, что это все пропаганда, но они-то расскажут ребенку правду. И вот в таком контексте иногда случаются очень неприятные вещи http://varjag-2007.livejournal.com/5055433.html .
Понятно, что это футбольные фаны и что они часто ведут себя по-идиотски, но такие вещи остаются в памяти гораздо дольше, чем тысячи вежливых людей из Западной Украины. Футбольные фаны с украинскими кричалками в городе, который живет былой славой и от части за счет РФ, это здесь и сейчас. Потому выступление Садового воспринимают достаточно скептически, хоть и слышат, но поверить в это очень сложно.
Население. Крым во времена советские был почетной пенсией для военных. Там очень много людей советской закалки и детей, ими воспитанных. Они не коренные крымчане, но это хранители всего хорошего в СССР и яростные противники всего плохого во времена независимости. Они коммунисты, это то, почему Крым коммунистический. Когда военные пенсионеры были моложе, они были харизматичны, и потому вот эта память “как было хорошо”, она передалась другим в виде сладкой сказки. Кроме того, что они военные, они еще и служили в советской армии, что почти всегда равно ассоциации себя напрямую с Москвой. Это то, почему Крым близок в Россией, но надо понимать, что крымчане хотят скорее не в Россию, а в Москву, на крайний случай в Питер. Они не идентифицируют себя с, например, Псковской областью. Все очень прямо – Москва и Кремль, никак иначе, о причинах я уже сказала. Это то, почему 9 мая – это правда важно для Крыма. Это то, почему часть взрослого мужского населения Крыма возьмет в руки оружие и пойдет сражаться с бандеровцами – нам с детства рассказывали о героических подвигах наших дедов, а учитывая отсутствие объективности, это правда для Крымчан равно фашистам. Это проигранная Украиной идеологическая война с СССР и информационная с РФ. Вся Украина только совсем недавно заинтересовалась российскими новостями и ужаснулась, а Крым в этом живет последние 20 лет.
Крымские татары. Они вернулись в Крым после депортации и после почти 80 лет были там сначала чужими и непонятными. Приезжает большая группа суровых мужчин и непохожих женщин и говорят, что вернулись на историческую Родину. Вспомните советскую пропаганду. Конечно, те кто жил в Крыму в момент репатриации крымских татар, уже знали что произошло и почему. Им сочувствовали, но их не совсем понимали и немного боялись. Я помню, что в те дни, когда крымские татары организовывали многолюдные и мирные Дни памяти жертв депортации татар из Крыма мои родители, как и родители моих одноклассников, писали записки учителям, о том, что мы приболели. Потому что просто ожидали волнений в эти дни. То есть попросту опасались. С тех пор прошло уже много времени, есть много смешанных семей, в старших классах у меня появилось множество друзей – крымских татар, но у моих родителей этого не было. И у моих бабушек и дедушек. Я плакала, когда смотрела трансляцию из Крыма, где крымские татары попеременно кричали “Слава Украине!” и “Аллах Акбар!”, потому что я хорошо понимаю о чем это. Я не уверенна, что старшее поколение понимает их точно также хорошо, это то, почему массового перехода населения Крыма на сторону революции ожидать не стоит.
Памятники. Кутузов – герой и меня никто в этом не переубедит. До сих пор не понимаю, зачем было ронять этот бюст, потому что кроме бюста есть еще Верхняя и Нижняя Кутузовки как символ, который никто не даст тронуть. Потому ронять бюст Михаила Илларионовича это бессмысленный и беспощадный акт вандализма. Ленин – он молодым людям по большому счету нафиг не нужен, но у всех есть бабушки и дедушки, которым этот памятник дорог. Да, в большинстве городов он ассоциируется с репрессиями, в Крыму же, из-за особенности мышления населения, это символ былой славы, а для многих просто тупо счастливая молодость. С этим нужно смириться и оставить памятники в покое.
Экономика. Не секрет, что поездка в Крым это для нетребовательных, готовых платить большие деньги. Такими нетребовательными чаще всего являются россияне и белорусы. Украинцев в процентом соотношении значительно меньше, потому что во-первых, давно нет такого “Если на море – то в Крым”, во-вторых, существует тот же самый миф – в Крыму украиноязычных не любят. Это справедливо в некоторой степени, но в целом, нагнетение. Крымчане рады всем туристам, просто украинцы чаще всего тратят меньше денег, чем россияне, потому менее выгодны. Тут ничего личного, просто бизнес и культурная изоляция с непониманием, что не только в Крыму плохо.
Всем вышеперечисленным и воспользовалось руководство соседнего государства для организации интервенции. И это то, почему активно протестовать вышли в основном крымские татары – они экономически активны и у них очень сильна историческая память. Они помнят.
И хорошие новости. Я, как уже сказала, крымчанка и у меня есть возможность каждое лето ездить на море совершенно бесплатно. Уже лет пять я этого не делаю, потому что это мне перестало нравится. Я безумно люблю Крым в целом, но например Алушта, это уже не мой город. Перекрытые доступы на пляж, тотальный рынок на набережных, дорогой и некачественный сервис, отсутствие воды – это то, почему я выбираю другие страны и другие моря, хоть и скучаю по своему самому синему Черному морю. Но его у меня забрали. При чем забрал Янукович и его власть. Это то, что объединяет Крым с Майданом – они устали от этого. Устали от коррупции, от того, что прав только сильный и бизнес вести очень сложно. Из-за информационной изоляции долгое время Крым был уверен, что он один на один с такой бедой. Сейчас многие узнали, что они не одни. С удивлением. Многие разделяют базовые идеи Майдана, они против войны, но они не верят власти в Киеве. Никакой. Кроме того, большинство экономически активного населения Крыма не жаждет оказаться в Российское Федерации, потому что представляют себе и проблемы соседнего государства. Это и книги “Остров Крым” и “Алые паруса” формируют сегодняшнее виденье ситуации в Крыму.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки