MENU

Сегодня Путин выбрал стратегию поведения барона Мюнхаузена

3732 1

"Потеря связи Владимира Путина с реальностью", о которой говорила Ангела Меркель в разговоре с Бараком Обамой в начале марта, набирает обороты.

Мы дожили до того момента, когда Госдума предложила завести уголовное дело на Михаила Горбачева за развал Советского Союза. Надо полагать, уже в ближайшей перспективе стоит ожидать единых учебников истории, обязательной единой школьной формы...и т.д. "Валдайского процесса" над Горбачевым, условно говоря, и в самом деле нельзя исключать.

Путин, очевидно, думает, что он всесилен и может ломать реальность. По масштабу отрыва от реалий – по принципу 32 мая от барона Мюнхаузена, только без позитива, бескорыстности и легкости бытия главного героя и обстановки.

При этом то, что происходит с ВВП на протяжении последних месяцев, – это не резкая трансформация, будь то из-за психического расстройства или многочисленных теорий заговоров. Проводимая Кремлем политика – это логика начавшегося процесса, продолжение событий, стартовавших гораздо раньше, чем Майдан-2013. Событий в самой России еще в конце 2011 года.

Тогда после всех фокусов с переодеванием в тандеме Путин-Медведев в Россию вернулась политика, хоть и на короткое время. Управляемая демократия в сочетании с авторитарно-патерналистской идеологией долгое время были стабильной формой политического режима и деполитизации общества. Сбой начал происходить, когда активное меньшинство поняло, что власть мотивирована, прежде всего, сохранением схемы своего группового привилегированного положения.

В каком-то смысле Болотная и Сахарова 2011-2012 стали неким этапом, развилкой в политической истории РФ: или модернизация, борьба с реальными проблемами, политические и экономически реформы; или укрепление режима, консервация проблем, поиск внешнего врага. Победила вторая тенденция. Путин включил патриотическую и "охранительную" риторику. Если кто помнит – на митинге в феврале 2012 года ВВП сравнил ситуацию в современной России чуть ли не с 1812 годом: "Позади только Москва".

Победа Путина на президентских выборах 2012 года с результатом за 60 % еще больше укрепила этот выбор, ограничив альтернативные варианты поведения. Такой высокий результат требовал: постоянной мобилизации и подтверждения наличия сторонников в 64 %; благодарности тем, кто обеспечил такую победу; постоянной идеологической подпитки "патриотической машины", которую сама же власть и привела в движение. "Слезы Путина" на Манежной площади 4 марта 2012 года и оборонительная лексика по всем законам жанра само собой подразумевали дальнейшее разворачивание путинского героического эпоса. Пауза в таких реалиях недопустима – она просто обессмысливает жизнь "охранителей".

Сегодня Путин старается бежать впереди паровоза "охранителей", боясь выпасть из эпохи. Это все та же стратегия поведения барона Мюнхаузена, молодеющего с каждым новым приключением и способного кардинально изменять ход событий. Путин, кажется, готов рассказывать о вишневых деревьях на голове оленя, сражаться с грифонами, летать на раскаленном ядре на Луну... то есть, каждый день по расписанию новый подвиг, чтобы удерживаться в нише лидера-героя. А ведь вице-премьер Дмитрий Рогозин уже говорит об освоении Луны, только вдумайтесь: "Луна – это не промежуточная стадия, а самостоятельная и самодостаточная цель. Совершить 10-20 полетов на Луну, а затем, бросив все, лететь на Марс или астероиды вряд ли будет целесообразно. У данного процесса есть начало, но нет конца: мы собираемся закрепиться на Луне навсегда".

В этом смысле Украина для Путина – это площадка, позволяющая демонстрировать подвиг. Хотя, конечно, содержательная сторона вопроса выглядит как полный абсурд. Не только в вопросе обоснования аннексии Крыма и дальнейших попыток развалить Украину. Но и в пересмотре истории самой России после 1991 года. Ведь если искать виновных в развале СССР, то тогда надо и Бориса Ельцина, который и привел ВВП к власти, к этой же группе причислять. Центробежные тенденции начались, прежде всего, в самом центре, лидеры национальных республик ориентировались на Москву, Ельцина, а не задавали тон процессам. А раз так – то тогда и Путин нелегитимен. Как лидер он возник не в СССР, Путин стал реален только в определенных обстоятельствах, на определенном этапе истории РФ, а не вообще как универсальный лидер вне пространства и времени.

Самое интересное, что Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и прочие фигуры, которые в политике еще с начала 90-х, думаю, все это понимают. Да, они единогласно поддерживают действия Кремля. Да, они позволяют Путину доиграть свою партию. Но если ВВП начнет падать, они не станут ему помогать. Как Януковича в свое время подталкивали к сценарию, при котором ситуация приобрела необратимый характер, так и Путин сегодня сам себя добровольно загоняет в такие же реалии. Вместо геополитического масштаба, Владимир Владимирович, наоборот, все больше превращается в донецкого политика. В смысле регионального политика регионального государства.

Поэтому ждем продолжения сценария. Со всеми вытекающими. Для России, прежде всего. Но и для Украины, к сожалению, тоже.

Олеся ЯХНО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини