Что же представляет из себя Абхазия?
Притча:
«Когда Бог раздавал землю народам – абхаз опоздал
– Я уже всё отдал. Ты почему не пришёл вовремя? – спросил Бог.
Абхаз опустил голову.
– У меня были гости. Не мог же я их бросить?
Бог подумал и подарил ему кусок земли, которую оставил для себя».
Абхазия – это более ста километров черноморских пляжей. Абхазия – это субтропики на побережье, леса в предгорьях и альпийские луга в горах. Абхазия – это чистейшие горные реки с форелью, нетронутые уголки природы, дикая флора и фауна. Там до сих пор водятся олени и медведи. Абхазия – это виноград, мандарины, хурма, киви, финики и даже бананы.
Абхазия – это христианская Мекка. Здесь оставили свой след: Иоанн Креститель (Предтеча), крестивший Иисуса Христа, Симон Кананит – один из его апостолов, похоронен Василиск (отдавший жизнь за христианство). Здесь же, есть храмы 9-11 веков, развалины дворца и церковь царицы Тамары, останки греческих и византийских городов. Здесь есть знаменитый Новоафонский монастырь, красивейшие сталактитовые пещеры, загадочные дольмены, дача Сталина и великолепнейшая горная жемчужина – озеро Рица.
Ну, чем не райский уголок?
Всё правильно, если бы не война. Она продлилась с августа 1992 года по сентябрь 1993 года. С лица земли были стёрты посёлки: Шрома и Амзара. В гражданской мясорубке погибло около 10 тысяч человек с обеих сторон.
Погибли люди, веками жившие в дружбе и согласии. Люди, которых умудрились поссорить политики.
В первый раз я попал в послевоенную Абхазию в 2001-м году. У моего друга жена из Нового Афона. Поехали двумя семьями на машине.
Границу проехали спокойно. На российской стороне оформили временный выезд и проверили машину, на абхазской стороне было достаточно назвать фамилию водителя через приоткрытое окно.
Да, перед самой границей с Абхазией расположился огромный рынок, как я потом узнал – он являлся главным и почти единственным источником товаров для непризнанной республики. Через границу, в обоих направлениях двигались люди с баулами и тачками.
Вторым источником импорта являлась турецкая контрабанда. Официальная торговля с Абхазией в связи с её статусом, была невозможна. Кстати, мандарины для вывоза на абхазской стороне в сезон продавались по 1 рублю за килограмм. Товары с русской стороны поступали по розничным ценам. По этой же причине всё, что ввозилось, было дороже, чем в России.
Итак, мы двинулись вглубь страны. Двинулись не быстро. Дорога желала лучшего. В последующие годы её отремонтировали российские спонсоры. Они же запустили самую дорогую в мире мобильную связь «Аквафон», восстановили железнодорожное сообщение, поставили в Гагре супермаркет и на паях с местными правителями отреставрировали несколько гостиниц.
Итак, первым городом на нашем пути была Гагра – город контрастов. Здесь, за платановыми аллеями прятались руины зданий с искорёженными от взрывов стенами, а с великолепных горных склонов пустыми глазницами выбитых окон на нас смотрели свечки многоэтажек.
Людей мало. Машин очень мало. Придремавший у старенького москвича ГАИшник, встречает нас с распростёртыми объятьями.
– Э, дарагой, здравствуй! Твои права, пожалуйста. Ах! Ах! Регистрации нет. Почему нарушаешь?
– Я только сегодня приехал. Завтра в Сухуме поставлю машину на временный учёт. У меня есть ещё три дня.
– Э, грамотный, да? Тогда давай десять рублей.
– За что?
– За знакомство.
Пришлось познакомиться.
До Нового Афона таких ребят попалось ещё три. Один на глазок скорость померил, два других просто попросили денег и предупредили, чтобы я был осторожен. Местные водители любят ездить под градусом.
Дальше Гудауты и Афон. Сюда война почти не дошла, если не считать нескольких зданий, разрушенных ракетами, и кучу брошенных грузинских домов. Их, естественно, растащили по кирпичикам.
Приехали.
«Альпийское нищенство – святое дело»!
Люди живут с приусадебных участков и немного с отдыхающих. Последних мало. Пляжи практически пустые.
Сервис советский и ненавязчивый. Правда, в последнее время с этим делом стало немного получше. Появилось мини-гостиницы со всеми удобствами. После 2008 года в Абхазию ввели российские войска. Снабжение немного наладилось.
В Сухум и на Рицу ездили с абхазскими родственниками. Машину без присмотра не оставляли. Угоняют часто. Часто грабят и воруют. Процветает наркомания. К соседям армянам приезжали на машине в масках и с автоматами, вынесли всё ценное. Нас тоже сия участь не миновала. У жены моего друга вырвали сумочку с деньгами и документами. Потом через местных бандитов вернули, но без денег.
Что ещё? Работы в стране практически нет. Молодёжь уезжает в Россию. Благо, почти все жители Абхазии имеют российские паспорта. Недвижимость продаётся только гражданам непризнанной республики. Наверное, есть исключения для московских спонсоров. Промышленность не работает.
Минеральную воду и вино продают через российские фирмы. В Турцию маленькими контрабандными партиями гонят лес, уголь и дикий камень. Щебень и песок для местных строек берут на пляжах и в устьях рек, чем наносят большой вред экологии. Всё крышует местная милиция и КГБ.
Обогревают жильё дровами и электричеством. Благо, до 2008 электричество было практически бесплатным, а температура там зимой ниже +5 не опускается.
Пенсии платит Россия, примерно по 500 руб. в месяц. Зарплаты от 2 до 5 тыс. рублей.
Но, всё это ерунда. Абхазия – самостоятельная республика. У её жителей на руках оружие. Там растут мандарины, финики и хурма.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки