Кому могут отключить газ
В законе о чрезвычайном положении в энергетической сфере есть два ключевых момента. Сейчас законодательство запрещает отключать газ компаниям-неплательщикам – только снижать поставки до установленного минимума. Новый же закон позволит в случае необходимости их попросту отключать.
Раньше процесс отключения неплательщиков превращался в беготню по судам, в прокуратуру, вызовы милиции,«Беркута» и так далее. Теперь можно будет обойтись без этого. Правительство подсчитает, что такие-то предприятия следует отключить, поскольку на все газа в стране не хватает, и само примет решение.
Если законопроект Яценюка одобрят, то в случае необходимости можно будет отключить даже теплокоммунэнерго. Предприятия – само собой. Единственный болезненный момент – под этот же закон попадут школы, университеты и больницы.
Допустим, этот пункт еще можно понять: в трудные времена затягивать пояса приходится всем.
Но вот второй пункт, согласно которому в хранилища будут закачивать газ, принадлежащий частным добывающим компаниям, вызывает у меня большие вопросы. Это не так много газа – 1,5-2 млрд кубометров.
В 2012 году, еще при Януковиче, уже была попытка провернуть этот сценарий. Экс-министр энергетики Ставицкий выдал соответствующую бумагу. Все бегали, шуршали, стучали в двери, фигурально выражаясь. Но в результате им пришлось дать задний ход, потому что чуть не случилось международного скандала.
Дело в том, что почти все частные газодобывающие компании, которые работают в Украине – иностранные. Это не наши предприятия, на возмущение которых правительство могло быть закрыть глаза. Европейцы подняли волну, и инициативу максимально быстро и тихо свернули.
Тем более мы уже были на пути к подписанию соглашения с Евросоюзом, и получать лишний удар по репутации власти не хотелось.
Словом, ключевой момент: отбор газа у частных компаний – плохая идея. Мы получим громкий международный скандал, поскольку речь идет о частном бизнесе. Это чей-то доход, и если правительство решит применить этот законопроект, компании понесут серьезные убытки.
Это главный спорный вопрос в законопроекте. Все остальное просто регулирует условия работы в случае введения ЧП. Хотя и здесь есть один недостаток – речь идет о чрезвычайном положении из-за того, что Россия прекратит поставки. Законопроект не учитывает, что есть много других причин для введения ЧП. Это может быть авария или нечто подобное. И тогда правительство окажется в положении, когда фактически ЧП есть, а законных оснований для радикальных действий – нет. И потом за это кого-то посадят.
Так что в законопроекте есть много слабых мест, но время для внесения поправок прошло. Придется работать с тем, что есть.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки