Американский ответ на агрессию Росии против Украины
В международно-политическом плане российско-украинский конфликт мог бы стать завершающим актом конца холодной войны. Однако он всё больше напоминает прелюдию к её возвращению.
Россия, продолжая раскручивать сценарий дестабилизации украинского Донбасса, пытается справиться с неблагоприятными для неё политическими последствиями своих действий, переводя стрелки на десятилетиями мифологизированный и демонизированный российской национальной пропагандой Запад. В лучших традициях двухполюсного противостояния, главный противник вновь назначен ответственным за все военные, политические и будущие экономические провалы российской элиты Путина. Не называя имён и названий стран (удобный ход, позволяющий в нужный момент «вписать» необходимую конкретику), хотя и так понятно, о ком идёт речь.
Министр иностранных дел РФ Лавров заявил о том, что украино-российский конфликт выгоден «тем, кто хочет… использовать её как повод изменить всё позитивное», что имело место в отношениях Украины и России. А Майдан, по версии министра, и вовсе был «геополитическим проектом», нацеленным на «освоение украинского геополитического пространства… в ущерб интересам России». Однако не были ли все годы российско-украинских отношений таким же геополитическим проектом, реализованным самой РФ в форме украинских марионеточных политических элит, деятельность которых всегда была направлена на разобщение страны и общества, а также способствования великому собиранию русских земель в единый «Русский мир» концлагерного типа? Не осваивала ли сама российская политическая элита украинское геополитическое пространство в угоду своим неоимперским интересам?
Голоса по ту сторону Атлантики отвечают в унисон, правда, приводя при этом более вескую аргументацию и оставаясь в цивилизованных рамках международной политики. Глава Объединенного комитета начальников штабов США (аналога украинского Генштаба) Мартин Демпси заявил о том, что Путин своими действиями в Украине «разжёг пламя, которое может выйти из-под его контроля». Эти действия знаменуют изменение характера взаимоотношений Европы и России, а также Вашингтона и Москвы. Общее направление этих изменений генерал проиллюстрировал пересмотром Соединенными Штатами своей собственной модели безопасности и стратегии двадцатилетней давности. Понятно, что эти модели будут адаптированы к новому политическому, военному, экономическому раскладу в мире, но суть их останется та же: противостояние двух центров силы на мировой арене.
Политическое закрепление этих шагов не заставило себя долго ждать: группа конгрессменов от обеих партий конгресса внесли в нижнюю палату представителей законопроект, предлагающий признать Украину военным союзником США и призывающий Барака Обаму предоставить правительству Украины помощь в области безопасности и разведки. Будучи нацеленным конкретно на Украину, этот документ, в отличие от аналогичных, но более географически обширных законодательных актов Конгресса времен холодной войны, позволяет установить чёткий и конкретный механизм прямого предоставления военной помощи нашей стране. Это существенное организационное дополнение к уже выделенным Украине $33 млн и технической помощи. Однако для того, чтобы поднять с колен разрушенный сектор безопасности, Украине понадобится не только это.
Задача общества и отечественного политикума сейчас – сформулировать адекватные цели и уверенно идти к ним, несмотря ни на что. И предпосылки для формулирования таких целей уже есть.
Один из авторов упомянутого законопроекта, республиканец Джим Герлак заявил, что документ «призывает признать Украину основным союзником вне НАТО, чтобы на временной основе предоставить необходимые ресурсы и безопасность, которую НАТО обеспечивает странам-членам». Этот симметричный американский ответ РФ на агрессию против Украины вполне может стать прообразом нового инструмента международной безопасности, дополняющего НАТО и компенсирующего несовершенства ООН в мире новой «холодной войны». Украина может воспользоваться этим инструментом для получения гарантий безопасности а-ля НАТО без формального вступления в Альянс, начиная от военно-технической помощи (которая, к слову, уже предоставляется), заканчивая потенциальной возможностью размещения иностранных военных баз (опыт дислокации Черноморского флота РФ на территории формально внеблоковой Украины – отличный прецедент). Это с одной стороны оставит Россию без главного раздражителя и формального повода для политического, военного и экономического давления, с другой – позволит нашей стране получить реальный шанс укрепить собственную национальную безопасность. Главное здесь – учесть уроки Будапештского меморандума, максимально конкретно прописав условия, направления и формы получения обещанных «ресурсов и безопасности».
В нынешней ситуации Украине как никогда важно ловить каждый благоприятный внешнеполитический момент и пользоваться им до того, пока не станет слишком поздно.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки