Утраченные иллюзии Абхазии
Аннексия Крыма, военные действия в Донбассе – это вовсе не новая гибридная война России против Украины. Сценарий защиты русскоговорящего населения уже давно отрепетирован на других постсоветских территориях. Вопрос лишь во времени и очередности большого плана: в 90-х - Приднестровье, Карабах и Абхазия, сегодня – Украина. Истории непризнанных республик идентичны, а их опыт показателен для Украины.
14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Заранее подогреваемые Кремлем сепаратистские настроения абхазцев переросли в затяжной военный конфликт. На помощь абхазской стороне пришли чеченские добровольцы под руководством лидера террористических движений Шамиля Басаева. Он был назначен командующим экспедиционным корпусом КНК в Абхазии, затем заместителем министра обороны. Взяв Гагры, абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе, наладили линии снабжения с поддерживающей их Конфедерацией горских народов Северного Кавказа, и стали готовиться к наступлению на Сухуми.
3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе подписан документ, который предусматривал прекращение огня, вывод грузинских войск, обмен военнопленными, обеспечение возвращения беженцев, которых к тому времени насчитывалось уже несколько десятков тысяч человек, возобновление деятельности органов власти Абхазии на всей территории республики. Однако ни один пункт соглашения не был выполнен, боевые действия возобновились.
15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми. В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию. К концу сентября абхазскими и северокавказскими вооруженными формированиями контролировалась уже вся территория автономии.
Вооружённый конфликт между Абхазией и Грузией в 1992-1993 годах, по обнародованным данным сторон, унёс жизни около 16 тысяч человек, из них 4 тысячи абхазов, 10 тысяч грузин и 2 тысячи добровольцев из различных республик Северного Кавказа. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения Абхазии) были вынуждены бежать из республики.
В августе 2008 года военные действия возобновились, в результате которых Грузия потеряла 20% своей территории. За 6 дней до войны закончились учения «Кавказ-2008», где отрабатывались «операции по принуждению к миру в Абхазии и Цхинвальском регионе». За пять суток до войны в Южную Осетию начали входить российские разведгруппы и группы спецназа. За двое суток - регулярные войска. В бой все эти подразделения вступили только после получения команды из Кремля.
За пять дней боевых действий грузинские войска были выбиты из Южной Осетии, а российская авиация нанесла бомбовые удары по пригородам Тбилиси и по военной инфраструктуре. В те же дни грузинские войска были выбиты из единственного контролируемого Грузией региона Абхазии — Кодорского ущелья.
Бои были прекращены после того, как при посредничестве президента Франции Николя Саркози было подписано мирное соглашение. А 26 августа 2008 года Дмитрий Медведев объявил о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
В итоге независимость Абхазии признали такие государства, как Венесуэла, Никарагуа, Науру и Тувалу. Со временем эйфория мнимой свободы развеялась. Ранее процветающая Абхазия превратилась с безлюдный и заброшенный край. Надежды местного населения на развивающуюся республику рухнули, а желанная независимость превратилась в затяжное рабство от России.
В советское время на территории Абхазии отдыхали миллионы туристов, сегодня же вместо отелей и пансионатов – разруха и пустота. Туристическая Мекка Кавказа превратилась в руину. Обещанные инвестиции со стороны России так и не дошли до республики. В регионе тотальная безработица, большая часть населения находится за гранью бедности. Учитывая богатый туристический потенциал края, здесь было бы достаточно построить инфраструктуру и отели, чтобы обеспечить практически все население работой. Но, видимо, реабилитация региона Россию никогда не интересовала. Обещанная независимость оказалась лишь прикрытием и рычагом давления на грузинскую власть.
Аналогичный сценарий развития событий сегодня Кремль пытается воплотить и в Донбассе. Принципы неизменны: чем больше жертв - тем сильнее шок у общества, и тем легче манипулировать. Намеренное затягивания конфликта, спекулирование на жертвах, демонизация украинских военных выгодны террористам. Сегодня для Украины крайне важно проанализировать опыт непризнанных республик и не допустить повторения аналогичного сценария.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки