MENU

Разнесенные ветром

7565 4

Молодежь всегда права. Если не ситуативно, то, во всяком случае, исторически. По одной простой причине - она нас переживет, и со временем проблема оппонента в споре отпадет сама собой. Если ей и придется доказывать свою правоту, то уже новому поколению

Молодость, конечно, понятие относительное. Когда мне было 27, меня познакомили с самым молодым на то время командиром ракетного крейсера. Я был разочарован: капитан казался беспробудно стар, ему было аж 40 лет. У футболиста и государственного деятеля зрелость наступает в разном возрасте.

И все же… В 1917 году первому председателю украинского правительства Владимиру Винниченко было 37. Министру обороны Симону Петлюре – 38. Бандере, когда он объявил независимость Украины в 1941, едва перевалило за 30. Приблизительно столько же сегодня Тане Чорновол (35), Игорю Луценко (36), Егору Соболеву (37). Хотя дело не в годах, а в ином взгляде на жизнь.

Преимущество молодого поколения в том, что отцы знают: нет такой идеи, за которую следует отдать жизнь, а дети, по неведению, простодушно ходят по лезвию бритвы, не страшась ни смерти, ни тюрьмы, ни поражения. Старшее поколение живет с истиной - что революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются подонки. И потому старшее поколение никогда никакую революцию не начнет. В худшем случае оно ее предаст. А для молодых революция – это надежда на изменения. Те, кто пожил на свете, верят: историей управляют экономические и социальные законы, а роль отдельной личности катастрофически ничтожна. А те, кому еще жить, уверены: они рождены, чтобы перевернуть мир. И потому именно на их долю приходятся крупнейшие свершения цивилизации.

Когда-то давно в монгольских племенах царил закон, по которому сыновья вождей не имели никаких прав, пока отцы их остаются у власти. Многие не могли мириться с этим и, взяв коня да саблю, уходили туда, где не действуют законы племени. Таких называли «людьми длинной воли». Пришел век, когда их появилось больше, чем раньше. Количество переросло в качество. Отверженная молодежь объединилась и выбрала первым среди равных человека по имени Тимуджин. Тимуджин смог поломать тысячелетние законы, мешавшие монголам стать великим народом. Он объединил племена и завоевал полмира под именем Чингисхан. Маленькая групка «людей длинной воли» выросла в великую нацию.

Одиночки в истории, действительно, не способны изменить старые порядки. Это под силу только командам пассионариев – писал основатель теории этногенеза Лев Гумилев. А британский историк Арнольд Тойнби уточнил: у каждого поколения «людей действия» есть возможность ответить на цивилизационный вызов. Но – только на один. Второго шанса им история не дает. Поэтому им остается спешить и рисковать. Философ Френсис Фукуяма, ссылаясь на Гегеля, дополнил: на это способны лишь те, у кого стремление к самореализации сильнее инстинкта самосохранения…

Несколько лет назад они появились у нас. Сперва это выглядело смешно: протест на верхушке башенного крана над Гостинным двором, прыжки через головы «Беркута» в окна Киевсовета… И казалось бесперспективным – на фоне неуязвимых мажоров и юных дерибанщиков от бюрократии. Образцом для «новой молодежи» стал путь во власть Лесика Довгого, его сотоварищей из «молодой команды» и прочих продолжателей дела отцов. А залогом непотопляемости – мощный инстинкт самосохранения. Реализуемый за счет интересов и безопасности прочих людей…

И вот год назад на страничке в Фейсбуке я увидел фото непокорных «альпинистов», снятое после акции на башенном кране: Маша Лебедева, Таня Чорновол, Игорь Луценко... В снаряжении Тома Круза, спортивные, подтянутые, фотогеничные. Почти как с голливудского постера. Подумалось: чем не герои! Чем не команда, способная увлечь за собой двадцати-тридцатилетних пассионариев!?https://scontent-a-fra.xx.fbcdn.net/hphotos-xaf1/v/t1.0-9/294202_10201329757394344_298901111_n.jpg?oh=996c9eba9de8c3a9183713ef66d16e3a&oe=54AF7512

Майдан только отшлифовал их характеры. Поднял в лидеры общественного мнения. Война жестоко закалила. И вот уже их тянет высота, посерьезнее башенного крана. Хитрый Саввик Шустер делает вид, что теряется, не зная как называть новых кандидатов в депутаты: по именам, как раньше, или по имени-отчеству? Таню и Игоря. А еще Егора Соболева, Василия Гацко, Мустафу Найема и Сергея Лещенко, Лену Билозерскую, Олега Кочергу... И других, кого я не назвал. И очень многих, кого я не знаю.

И можно только радоваться новым героям. Но есть вопрос, который напрашивается сам собой. Простой до обыденности, но на который пока нет ответа. Почему все они не идут в одной команде? Почему их разбросало, как взрывом реактивного снаряда, по спискам соперничающих друг с другом политических ревнивцев? Каким ветром Таню Чорновол прибило к Яценюку, Найема и Лещенко - к Порошенко, Игоря Луценко –к Тимошенко, Гацко- к Гриценко, Билозерскую к Ярошу, Соболева - к Садовому… Почему именно в таком порядке, а не иначе? Почему им чужие оказались ближе, чем сверстники? Чем те, с кем начинали общее дело?

Почему они не собрались за чашкой кофе и не договорились идти вместе, так же как вместе работали на Майдан? Разве это не была бы сила? Чего они испугались?

Мустафа Найем на шоу у Саввика Шустера патетически пообещал, что молодые в парламенте объединятся. Ради блага Родины... Если это не лукавство, то наивность. Вас, дорогие друзья, превратят во врагов. Во всяком случае, попытаются.

В политике ведь, как на войне. Каждый способен носить в своем ранце маршальский жезл. Но полководцем ты можешь стать, только если собрал свою собственную армию. Если присоединился к армии другого генерала – рассчитывай на участь рядового. И чтобы дорасти даже до сержанта, должен в поте лица и не жалея, как говорилось в старину, живота своего, выполнять приказы командиров. И старшего, и непосредственного, и временных и прочих – причем, приказы, часто далекие от благородства и этики, от собственных идей и принципов. Когда Найем утверждает, что «он не Порошенко», и не отвечает за сказанное президентом, (собственно эта его фраза и стала толчком для моих заметок), то Мустафа не прав. Войдя в список президентского блока, он, по сути, стал частью «коллективного Порошенко». А значит, за возможные ошибки президента придется отвечать и ему тоже. Так же, как Тане Чорновол - за просчеты Яценюка, а Василию Гацко - за поступки Гриценко… И так далее.

Тем более, что, как любят говорить политологи, все партии у нас – «лидерские». А в отечественном исполнении лидер – это тот, кто не слышит никого кроме себя (ну еще – спонсоров). И реально порулить не даст никому. Наше поколение «социально активной молодежи» в 70-е через это уже проходило, пытаясь делать карьеру в КПСС, чтобы «исправить» партию изнутри, утвердить в ней социальную справедливость и побороть коррупцию. Партия охотно принимала в себя пассионариев, садила в президиумы и… легко переваривала в гумус. Ибо утверждать справедливость в ней мог лишь один человек – горячо любимый лидер, дорогой Леонид Ильич. Что-то изменилось с тех пор? Да, тогда у нас была одна провластная партия, а сейчас они такие почти все.

Слова же: «я своих взглядов не меняю и не изменю» мы слышали уже не раз. И от многих. Начиная с Анны Герман и Тараса Чорновила. Нашим героям придется менять если не сами взгляды, то категоричность их выражения. Или их выпихнут из политикума, заставят искать понимания в конкурирующих фракциях, превратят в тушек. Таня Черновол должна осознать, что она вовсе не «второй номер» в команде Яценюка. Как отнюдь не третий номер в команде Тимошенко Игорь Луценко. В списке – да, в команде – нет. Они – не члены команды, они партийные трофеи предвыборной ярмарки тщеславия, медали на мундирах лидеров. И самостоятельную политику смогут вести лишь, поправ партийные интересы. Хватит ли силенок, если ты один в поле воин? За последние десять лет подобных драм было немало. Кто-то, как Каськив или Павленко, начав с революции, стал опорой авторитарного режима. Кто-то, как Доний – разочаровавшись в политиках, остался «одиноким волком». Андрей Шевченко и Владимир Арьев, вроде бы и остались в командах, но как-то слиняла с них пассионарность, превратив в добропорядочных «представителей среднего класса»…

Порой приходит в голову дикая мысль: а вдруг наших героев умышленно развели по разным углам? Где им тренеры нашептывают, как побольнее ударить под дых вчерашнего единоверца. Чтобы, не дай Бог, не объединились, не объявили войну нашему закоснелому государственному бомонду. Чтобы выклевывали глаза друг дружке (так же как и раздерганные по разным спискам комбаты и сотники)… Это была бы трагедия и упущенный шанс для всего поколения.

Чувствуют ли они эту опасность? Мне кажется, да. Почему же идут на выборы порознь? Почему же не нашлось в их рядах никого, кто мог бы их объединить? Открою секрет: как все идеалисты, они не в восторге друг от друга. Подозревают в карьеризме, в безответственном «грантоедстве», ищут тени маячащих за спинами кукловодов.

А может, просто боятся конкуренции? Пойди они одним списком, как «Партия Майдана», кому-то из вчерашних соратников, еще вчера равному «по рангу», пришлось бы отдать майку лидера. А это, когда у тебя столько идей, очень тяжело! Иное дело – в кругу старших товарищей. Уравновешенных и мудрых. Терпение которых можно испытывать. А если что не так, - покапризничать, дверью хлопнуть и блог написать.

Это во-первых. А во- вторых, крупно подозреваю, что наши с вами герои просто не знают, как организовать предвыборную кампанию. Где взять на нее деньги… Если обращаться напрямую к олигархам – то можно запачкать репутацию, и придется объясняться. Иное дело, если эту грязную работу сделают старшие товарищи. А они сами останутся в неведении. (Детсадовцу не обязательно рассказывать, что вкусные котлетки готовят из убитых телят).

Пытаясь построить новый мир, знают ли они, с чего начинать строить массовую демократическую партию, во главе которой можно идти во власть? Как работать с людьми, как учитывать их мнение, а не только свое? Партийное строительство, как и созидание новой государственной системы – это рутинное и очень не быстрое дело. Хочется взять в аренду армию прошедших огонь и воду боевых ветеранов и поскорее бросить ее на доты за свои идеи? Так не бывает, никто своих армий не одолжит.

Только то, что ты создал сам, будет работать на твою стратегию, только команда, которую ты собрал. В противном случае ты будешь горбиться на чужую победу. Это аксиома.

Может быть все еще можно исправить там, в парламенте? Как обещал Мустафа? Когда молодые люстраторы, антикоррупционеры и реаниматоры реформ соберутся вместе, и сами, не спросясь разрешения «старших», создадут критическую массу мысли и воли, способную ответить на вызов времени. Сами!…

Это – почти нереально. Но иначе нельзя. И этого очень хочется. Ведь, в конце концов, чем они рискуют? Депутатскими мандатами? Своим блестящим будущим в политике? Исполнением собственных честных и чистых замыслов? Да на все это стоит плюнуть, ибо на кон поставлена судьба нашей Родины, существование нашей нации.

Молодые не имеют права не идти на рожон, поскольку только так можно определить, насколько «длинна» их воля, как далеко она простирается. Они не имеют права не верить в свою силу. Потому что за ними правда.

Пусть не сиюминутная, но на сто процентов - историческая.

Евгений Якунов. Киев.


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини