Украина все больше становится зависимой от России в ядерных вопросах
Резонанснаяотставка Юрия Недашковского с постапрезидента НАЭК «Энергоатом»подозрительно совпала с активизациейпроекта достройки энергоблоковХмельницкой АЭС за российские деньгии повреждением тепловыделяющих атомныхсборок производства корпорацииWestinghouse на Южно-Украинской АЭС. Естьоснования утверждать, что такое совпадениебыло неслучайным.
Кредитно-ядернаятягомотина
НедавноКабмин внес в Верховную Раду законопроект№11088 «О размещении, проектировании истроительстве энергоблоков №3 и №4Хмельницкой атомной электростанции».Согласно законодательства, для возведениялюбого ядерного объекта в Украиненеобходимо принятие парламентомспециального закона. Ранее правительствоутвердило технико-экономическое этогообоснование проекта, согласно которомуобщая стоимость сооружения двухэнергоблоков составляет 39.5 млрд. грн.Эти объекты строятся еще с советскихвремен и имеют высокую степеньготовности.
Принятие закона одостройке позволит продолжить переговорыо предоставлении для этого кредитароссийским Сбербанком, а также оразмещении на предприятиях Россиизаказов на производство оборудованиядлительного цикла изготовления.
Всвою очередь, российская сторонапользуется отсутствием у Украиныальтернативы. Еще в 2010 году СбербанкРоссии заявил о готовности предоставитьУкраине кредитную линию достройкуэнергоблоков. Но затем начались проволочкис согласованием суммы и процентныхставок по займу. Позднее российскаясторона поставила условие о наличииуказанного закона, якобы для того, чтобыобеспечить юридическую чистоту проекта,под который планируется выделить кредит.Возможно, российская сторона, как обычно,пытается при выдаче кредита навязатьдополнительные условия -- вступление вевразийское пространство и Таможенныйсоюз, сдачу газовой трубы и пр.
Амощностей-то не хватает!
Вто же время, дополнительные мощностиУкраине крайне необходимы, что нагляднопоказал морозный февраль 2012 года.Считается, что номинальная установленнаямощность украинских энергогенерациисоставляет 50 тыс. МВт. Но уже припотребности в 33 тыс. МВт система работаетв авральном режиме на грани срыва, адиспетчеры НЭК «Укрэнерго» вынужденыпредпринимать героические усилия, чтобыпредотвратить отключение потребителейиз-за перегрузки энергосистемы. Экспертыотмечают, что из 36 тыс. МВт мощностейтепловых энергоблоков половинапрактически непригодна к эксплуатациииз-за износа и старения.
Кромефактической нехватки мощностей, впериоды сезонных пиковых нагрузоккрайне негативной и даже опасной являетсявысокая инерционность мощностей, преждевсего в тепловой генерации. В то жевремя, именно атомные станции обладаютспособностью к быстрому запуску.
Словом,новые ядерные мощности нужны как воздухне только для обеспечения текущихпотребностей в энергии, но и длякомпенсации ее недостатка при выводена ремонт и модернизацию других ядерныхблоков и энергоблоков на тепловыхэлектростанциях.
Правда, естьопасения относительно безопасностироссийского реактора В-392, который будетиспользован на ХАЭС-3, 4. Он относится ктак называемому третьему поколениюреакторов и не имеет ловушки расплаваактивной зоны, позволяющей опустить еепод землю в случае сверхкритическойаварии. Но в Госинспекции по ядерномурегулированию уверяют, что этот недостатокконструкции восполняется другимисистемами безопасности, и остаетсятолько верить, что второй Чернобыль неповторится.
Атомнаявойна в степях Украины
Третьюпо счету отставку Юрия Недашковскогос поста президента НАЭК «Энергоатом»принято увязывать с конфликтомкланово-олигархических интересов иперспективами дерибана атомнойэнергетики. И это правда, посколькуНедашковский, не смотря на относительномолодой возраст, исповедовал хоть исоветский, но абсолютно правильныйподход – атомная энергетика должнаоставаться в руках государства. Аварияна Фукусиме подтвердила правильностьэтого: пока все было хорошо, частнаяфирма Tokyo Electric Power COmpany (TEPCO), успешнополучала доходы, но случилась авария- и всю полноту проблем, расходов иответственности пришлось взять на себягосударству.
Ходят слухи, что прибратьк рукам или для начала взять под контрольатомную энергетику хочет Ахметов,который уже прихватил значительнуючасть тепловой энергетики. Называютфамилию персонажа, которого Ахметоввознамерился усадить в кресло главыНАЭК.
Кстати, эксперты со все болеевозрастающей тревогой отмечают, чтоАхметов практически не выделяет средствана модернизацию уже имеющихся у неготепловых энергоблоков. А что тогда будетс атомной энергетикой, если она – недай Бог! -- попадет в его руки?! Впрочем,это другая тема…
Есть основанияполагать, что отставка Недашковскогобыла следствием в том числе конкурентнойборьбы двух атомно-энергетическихгигантов – международной корпорациис американскими корнями Westinghouse ироссийской корпорации ТВЭЛ, входящейв холдинг «Росатом». Недашковскийпрослыл сторонником диверсификацииисточников получения ядерного топливаи активно продвигал использование наукраинских АЭС тепловыделяющих сборокWestinghouse. Это вызывало нарастающеераздражение в «Росатоме». Во-первых,российская корпорация рискует утратитьсвое монопольное положение на украинскоми постсоветском рынке, а во-вторых, имеютместо политико-психологические факторы– обида, потеря влияния, уязвление, какехидно писал товарищ Ленин, «национальнойгордости великороссов» и т.д.
А тутвесьма «кстати» случилась авария…
Оченьсвоевременная авария
Впрочем,это была, к счастью, не авария, а поломкатепловыделяющих сборок ТВС-W производстваименно Westinghouse. Не смотря на то, чтодостоянием общественности она сталатолько сейчас, произошла она еще в апрелепри планово-предупредительном ремонтеэнергоблока № 3 Южно-Украинской АЭС.При выгрузке ядерного топлива былиобнаружены повреждения ободадистанционирующей решетки сборок ТВС-W,которые в этом блоке эксплуатировалисьвместе со сборками российскогопроизводства — ТВСА.
Изучениеминцидента занялась комиссия, в которуювошли представители завода-изготовителяWestinghouse из Швеции, а также Южно-УкраинскойАЭС, НАЭК «Энергоатом», Госатомрегулированияи Минэнергоугля Украины. Итогирасследования в полном объеме до сихпор не объявлены, но «Энергоатом»официально подтвердил, что повреждениядеталей ТВС произошли из-за конструктивныхнедоработок производителя.
Этопривело к ощутимым финансовым потерям.НАЭК «Энергоатом» был вынужден полностьювыгрузить три партии американскихсборок ТВС-W в количестве 126 единиц изактивной зоны реакторов на третьем ивтором энергоблоках Южно-УкраинскойАЭС. Их стоимость составляет 150 млн.долл. Еще 100 млн. долл. стоят аналогичныенезагруженные топливные элементы.
Атут еще подоспел коррупционный скандал:в СМИ выплеснулись информация о том,что, согласно аудиту, якобы проведенномуГосфининспекцией Украины (бывшим КРУ),закупки ядерного топлива были осуществленыне напрямую у Westinghouse, а через некоегопосредника, в связи с чем только в этомгоду государственный «Энергоатом»переплатил 100 млн. евро. Таким образом,дискредитируется сама идея диверсификации,одной из задач которой являетсяконкуренция с целью удешевления, новместо этого получили «коррупционноеудорожание». У нас без коррупции необходится даже в атомном реакторе –словом, ничего святого!
Последовалскандал. Вице-президент Westinghouse МайкКерст заявил, что их ТВС на Южно-УкраинскойАЭС были повреждены украинскимиатомщиками во время загрузки в реактор,якобы потому что они дали большуюнагрузку на кассету, и это привело кпредельному напряжению в местерасположения топливных сборок иискривлению дистанционирующих решеток.Но американцам тут же припомнили инцидентв 2006 году на чешской АЭС «Темелин»,которая построена в советское время иоборудована такими же, как в Украине,реакторами ВВЭР. Поломка в Чехии былааналогична той, которая имела место наЮжно-Украинской АЭС: топливные кассетыWestinghouse перекосило и при выгрузке ониповредились. Но тогда тот же Майкл Керстпризнал, что американское топливо невполне соответствовало требованиям.
Очевидно,что такие «разборки в атомном семействе»послужили более чем удобным предлогомдля отстранения Недашковского отдолжности.
Квадратурашестиугольника
Обращаетна себя внимание тот возмутительныйфакт, что в сложные ядерно-техническиевопросы, как и водится, вмешалась политикаи коррупция, что чревато последствиямив виде – не приведи Господь! – новогоЧернобыля.
Дело в том, что типовыеамериканские и советско-российские ТВСпринципиально отличаются. Американцыизначально выбрали квадратную конфигурациютопливного элемента, как наиболеепростую, и им последовали атомщикидругих стран. Советские атомщики, которыхнаследуют нынешние российские, выбралишестигранник как более устойчивый иимеющий лучшие ядерно-физическиехарактеристики, хотя и более сложный впроизводстве. Кроме того, сам реакторВВЭР, в отличие от американского PWR иего западных аналогов, отличается болеенапряженной динамикой активной зоны.Скорость теплоносителя в российскихреакторах почти на 1 метр в секунду выше,чем в западных. По этой причине россияне,совершенствуя ТВС, постоянно работалинад ужесточением конструкции своихсборок и по этой же причине зачастуювозникают проблемы при адаптации ТВС-Wк реакторам ВВЭР. Стремясь зайти начужой рынок, американцы думали, что имудастся решить проблемы «одной левой».Но попытка Westinghouse в авральном режимесоздать топливный шестигранник длясоветских реакторов ВВЭР, преодолев вэтом вопросе 40-летнее отставание отсоветско-российской технологии, каквидим, привела к существенным финансовымпотерям для Украины. А главное налицо,удар по ядерной безопасности ипотенциальная угроза нового Чернобыля!
Чтоимеем в «ядерном осадке»?
Болеевсего раздражает тот факт, что Украина– это даже не «банановая страна», гдечужие технически развитые «дяди»построили неграмотным туземцам атомныереакторы. И даже не Чехия, которая никогдане имела атомной науки и производства.Украина была неотъемлемой частьюсоветской атомной энергетики ипромышленности. У нас имеется достаточныйнаучно-технический потенциал для того,чтобы оценить технические параметрыновой техники и риски ее внедрения.Почему это не было сделано? Ответочевиден: всему виной, как всегда,коррупция и некомпетентностьчиновников!
Что же имеем в «сухомядерном остатке»? В целом правильнаяидея диверсификации источников ядерноготоплива дискредитирована. Украинастановится еще более зависимой в ядерныхвопросах от России, которая получаетинструмент шантажа и манипуляций. Чтои наблюдается в вопросе кредита длядостройки ХАЭС-3, 4.
И главное: в суетемежду двумя производителями ТВС Украинатак и не сподобилась сделать серьезныешаги в вопросе создания собственногопроизводства ядерного топлива. Врезультате, как и в газовом вопросе, всфере атомной энергетики безопасностьстраны висит на волоске и зависит отнастроений Кремля.
Александр КАРПЕЦ Karp
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки