MENU

Российский меценат донецкого происхождения: почему не состоялась Украина

4096 10

 

...Деградация охватилавсе слои населения. Большинство украинцевволнуют только физиологическиепотребности, то есть социальное поведениепреобладающей части социума болееблизко к поведению животных, чем,например, к поведению сознательногогражданина европейской страны. Украинцы— наверное, крупнейшая в истории белойцивилизации популяция с полностьюдеградированными социальнымикоммуникациями. Нация, которая выжилаблагодаря редукции социальныхдобродетелей: чести, совести, морали,креатива…

 

Объективка:  ВладиславКИРИЧЕНКО родился в 1969 г. в г. ГорловкаДонецкой области. В 1992 г. закончилбиологический факультет Московскогоуниверситета им. М.Ломоносова, в 2005 г. —Master of Business Administration Высшей школы экономикив Москве. Основатель биотехнологическогообщества «Хеликон» (Helicon), являющегосялидером на российском рынке комплексногооборудования лабораторий для молекулярнойбиологии. Финансировал украинскуювоскресную школу в Москве, рок-фестивалив Украине, ряд других культурно-образовательныхпроектов. Наладил выпуск аудиокниг.Сегодня «Наш формат» — крупнейшийинтернет-магазин украинского контента(книги, музыка, фильмы, сувениры, одеждас украинской символикой).


В 2007 г. стал основателемУкраинского научного клуба, объединяющегоукраинских ученых мирового уровня.Тогда же приобщился к созданиюгуманитарно-инвестиционного проекта«Хмелева», реализует целый ряд социальныхпроектов.


Семь лет назад В.Кириченковернулся из России, где у него былуспешный бизнес. На мощной волне духовногоподъема, генерированной оранжевойреволюцией, в Украину вернулось немалоукраинцев, которые уже смогли реализоватьсебя за рубежом. Кто-то отказался отнаучной карьеры, чтобы развивать«украинский Гарвард», кто-то надеялся,что пройдет немного времени, и у насбудет если не Южная Корея, то хотя быПольша. К сожалению, многие из тех, ктоискренне стремился своими знаниями иумением помочь Отчизне, пережив горькоеразочарование, позже снова вернулисьза границу. Владу Кириченко, похоже, овыезде думать некогда — развернул вУкраине такую бурную деятельность, далстарт множеству оригинальных проектов,что даже удивляешься, как все это удаетсяодному человеку. Впрочем, по его убеждению,сильный человек, в противоположностьслабому, реагирует на вызовы, не впадаяв депрессию, а получая здоровый драйв,всплеск творческой энергии.


Отдельные суждениямоего собеседника могут быть воспринятыкак спорные, а иногда и неприемлемые.Откровенный, экспрессивный, иронический,временами гротескно-саркастический воценках (событий, явлений, людей). Впрочем,резкие упреки в сторону соотечественниковмогут служить своего рода раздражителем,призывом к дискуссии, ледяным душем длятех, кто разуверился во всем и пал духом.


— Господин Кириченко,традиционно День независимости —общегосударственный праздник снесколькими выходными, парадом вышиванок.Правда, народ «празднует» егопреимущественно на огородах, копаеткартошку и ругает власть. В целом вобществе царят упаднические настроения…


— Как это ни досадно,однако то, что у нас создано за двадесятилетия, нельзя назвать независимымгосударством, это — квазигосударство…Украина не состоялась по ряду причин,и главная из них — у нас нет национальнойэлиты, той интеллектуальной прослойкив обществе, которую можно назватьсовестью нации. У нас традиционноотсутствует прослойка, котораягенерировала бы элиту. И в этом нашасамая большая трагедия.


Исторически украинцамвыпал шанс создать собственноегосударство. А мы так бездарно имраспорядились… Израильтяне две тысячилет ждали такого шанса. Они говорят:«Все, что у нас ценного, — между ушами».То есть достижения, благостостояние,компетенции — все это за счетинтеллектуальных усилий. У украинцев,похоже, все проблемы — между ушами.Тогда, когда другие страны и народы набедных почвах учились строитьиндустриальное общество, украинцы,благодаря тому, что имели плодородныегрунты, выживали себе на хуторах, и этоналожило отпечаток на ментальность.«Зачем та наука? Надо иметь хозяйство— лошадей, корову, огород». Приспособленчествои жизнь на хуторах породили особый видиндивидуализма: если американцы —индивидуалисты конструктивные, то длянашего индивидуализма даже сложно найтиопределение, но некоторые его проявленияя называю рагулизмом, или жлобизмом.


Деградация охватилавсе слои населения. Социальное поведениебольшинства людей отвечает самомунизкому уровню матрицы Маслоу(иерархическая система потребностейчеловека, составленная американскимпсихологом. — Авт.). В ее основе (самыйнизкий уровень) — элементарныефизиологические потребности (пища,одежда, жилье), тогда как более высокиеиндивидуальные запросы (самовыражение,признание) находятся на вершине этойиерархии (или пирамиды). Большинствонаселения Украины волнуют толькофизиологические потребности, то естьсоциальное поведение преобладающейчасти социума более близко к поведениюживотных, чем, например, к поведениюсознательного гражданина европейскойстраны. Украинцы — наверное, крупнейшаяв истории белой цивилизации популяцияс полностью деградированными социальнымикоммуникациями.


Нация, которая выжилаблагодаря редукции социальных добродетелей— чести, совести, морали, креатива…


— В обществе, где честьи совесть не стоят ломаного гроша, этиморально-этические категории теряютсвою социальную ценность. Многие ужевоспринимают как норму то, что все можнокупить — справку, диплом, диссертацию,должность, место в парламенте…


— У нас заведено киватьна власть — дескать, рыба гниет с головы.А эта наша так называемая элита откудапоявилась? Не из того ли самого народа?Какой народ — такие и избранники. Мыпожинаем плоды той общественной морали,точнее, ее отсутствия, при которойвыросло уже не одно поколение украинцев.Простой пример. Фермер садит 30 гектаровкукурузы и вынужден потом сидеть в нейи отгонять крестьян, чтобы не косили.На колхозном поле воровали все, и это,с точки зрения общественной морали,считалось нормальным. Христианскуюмораль разрушили, а новая не сформировалась.Вот и имеем общество без морали.


Я много читал и думалнад этими вопросами. Десять лет у меняушло на исследование Украины черезразные проекты — гуманитарные, бизнесовые,социальные. Спектр общения у меня оченьширокий — от сельского магазина довысших властных структур. В чем я убедилсяокончательно — человек, имеющийспособности и высокую квалификацию,может реализоваться в Америке, Германииили в любой другой стране. В Украине внынешней «системе координат» он ничегоне сможет сделать. У нас есть олигархи,сырьевой рынок, крестьяне и прослойкатех, кто обслуживает олигархов, — все.То есть типичная Колумбия.


Для меня больнее всегоосознавать то, что Украина так и останетсясырьевым придатком…


— Но вы же, несомненно,знаете, что В.Янукович заявил обамбициозной цели: до 2020 года Украинадолжна войти в двадцатку экономическиразвитых стран мира.


— Декларативностьтакого заявления не вызывает сомнений,по крайней мере, у людей, способныхкритически мыслить. За счет чего мыдолжны осуществить такой колоссальныйпрыжок? Только сырьевых ресурсов дляэтого мало. Мы уже поставляем в Китайметалл на переработку. Украина непроизводит ни компьютеров, ни мобильныхтелефонов. Развитой высокотехнологическойиндустрии у нас нет и в обозримойперспективе не будет. Для этого нужнывысокообразованные кадры, а онипреимущественно выехали. Для менянаиболее болезненный вопрос в указанномконтексте — мы уже прошли точку невозврата(точку бифуркации), как, например, Нигерия,Афганистан, Новая Гвинея и т.п.? Многиеиз тех, кто выехал из Украины, считают,что уже прошли, и что Украина — выжженнаяземля…


— Насколько мне известно,ваши бизнес-интересы очень разнообразны,в частности, вы руководите агрофирмой.Какова, по вашему мнению, перспективаУкраины в плане развития фермерства?


— Я считаю, в Украиненикогда не будет массового фермерства.Может, это и к лучшему. У нас есть шансы«перепрыгнуть» Америку. Еще 15 лет назадв штате Айова фермерское хозяйствоплощадью 700 гектаров считалось большим.Теперь там таких уже почти нет. Если вгосударстве доля ВВП на человека 30—35тыс. долл., то масштабы и уровеньсельхозпроизводства должны быть другими.Очевидно, аграрная перспектива Украины— агрокорпорации (10—20 тыс. га земли исовременная техника).


— Кое-кто склоняетсяк мнению, что могущественным толчком кподъему Украины может стать возвращениеученых и высококвалифицированныхспециалистов, уехавших работать заграницу… Как это, например, сделалКитай. В России также будто бы существуетподобный проект…


— Возвращение лучшихспециалистов на самом деле малореально.Кое-кто уже пробовал вернуться… Мнелично приходилось быть очевидцем того,как воспринимаются такие разговоры вакадемической среде России. На самомделе там никто не ожидает тех, кто выехал,— наоборот, многие относятся к такимпланам отрицательно, потому чтоусматривают в этом угрозу собственномублагополучию.


Что касается Украины,то дальше кулуарных разговоров это делоне сдвинется. Во-первых, у нас настоящиенаучные лаборатории можно сосчитатьна пальцах. Во-вторых, что здесь делатьспециалистам, которые достигли мировогоуровня? Ведь современной индустрии,которая нуждалась бы в постояннойподпитке научными разработками итехнологиями, у нас нет.


Меня поражает то, чтоу нас практически на всех уровнях нетпонимания ценности науки и образования.В этом заключается причина многих нашихбед, ускоренной самодеградации. А однако,чему удивляться? Человек — это продуктсоциогенетики. Наука мамы-папы, средызакрепляется генетически. И если искатьгены приспособленчества, антисоциальногоповедения — то лучшей популяции, чем унас, не найти. Крестьянин выкармливаетсвиней, сдает зерно, чтобы его ленивоечадо купило справку (диплом) об образовании.Какого специалиста мы получим? Будетли он способен работать? Да никогда!Потому что не научился с детства работатьголовой. Так же будущие прокуроры, судьи,таможенники, налоговики платят засправку, потому что знают: потом «отмоют»взятками. Однажды в самолете я разговорилсяс американцем, в частности, речь зашлаи об образовании. Когда я сказал, чтознаю вузы, в которых будущие прокурорыи судьи покупают каждый зачет и экзамен,человек, сидевший рядом, не мог в этоповерить. В нормальном обществе такоеневозможно даже представить. Есличеловек фальсифицировал какой-то научныйрезультат, его карьерный путь закрытнавсегда. В нашем обществе понятие честиполностью нивелировано на всех уровнях— от крестьянина до президента.Отрицательная селекция в Украине далатакие плоды, что иногда ужас охватывает.


— Какой же выход можетбыть из состояния деградации?


— Выйти из такогосостояния демократическим путем нельзя,по крайней мере, таких примеров не знаю.Маргиналы за гречку и водку изберутмаргиналов в парламент.


Страны с деградированнымобществом выводили из состояния упадкасильные личности вроде Ататюрка, ЧеГевары, Ли Куан Ю. У нас сейчас пока чтоя таких фигур не вижу.


— Украинский научныйклуб предложил свое видение реформынауки и образования в Украине. Какова,по вашему мнению, перспектива НАНУ?


— Три года назадУкраинский научный клуб (президент УНК— академик НАНУ Олег Крышталь) предложилпойти путем создания ключевых лабораторий,как это сделал Китай. Таким образом,во-первых, средства на научные исследованияконцентрируем на наиболее перспективныхнаправлениях и, во-вторых, в нынешнемстатусе остается Академия наук. Однакоруководство НАНУ предложение УНК неподдержало. Там боятся каких-либоизменений, усматривают в них «коварныенамерения». Впрочем, известно, что наимущество НАНУ давно уже положили глазлюди, далекие от настоящей науки, к томуже не перегруженные моральными принципами.ВНАНУ сосредоточены значительныематериальные ценности, в частностизаповедники (кстати, намного болееинтересные, чем Донецкий ботсад). Идосадно, если все это раздерут на кускии растянут.


Чтобы наука получилапользу, я бы предложил радикальный путь.На самом деле он и единственный реальный— академию как бюджетную структурурасформировать, ее имущество закрепитьза государственным департаментом повопросам науки, который будет сдаватьего в аренду, а полученные средствабудут направляться на поддержку научныхисследований. Иначе говоря, это долженбыть эндавмент. Сейчас же миллионыквадратных метров сдаются в аренду за«кэш» (деньги идут кому-то в карман).Академии не нужны миллионы квадратныхметров, потому что настоящей науки длятаких площадей не наберется. Люди забюджетные средства просто ее имитируют.В этом легко убедиться, если ознакомитьсяс индексом цитирования наших ученых, вчастности академиков. Кстати, когда яработал в Московском университете, врадиусе 300 метров от моего кабинетасуммарный индекс цитирования ученых,которые там работали, был больше, чемвсей украинской науки.


— Аудитом, проведеннымУНК, кто-то заинтересовался?


— Независимый аудитотечественной науки и образования мыпередали в государственные инстанции.(С ним можно также ознакомиться на нашемсайте.) Если в России 30—40% академиков —реальные ученые, то в Украине, по нашемуаудиту, — процентов пять. Остальные —просто бывшие комсомольские деятели,пробившиеся в науку. У нас количествоакадемиков в десятки раз больше, чемнаучных лабораторий.


Система пожизненныхакадемических преференций карикатурнапо своей сути. Тогда как наука и образованиеу нас просто уничтожены…


— Впрочем, появилосьуже более десятка исследовательскихуниверситетов.


— На самом деле у наснет ни единого исследовательскогоуниверситета, отвечающего требованиям,которые выдвигаются к такимнаучно-образовательным заведениям вмире. Нам не нужно столько вузов и столькостудентов — у нас просто негдетрудоустраивать людей с университетскимидипломами, это просто неэффективноерасходование государственных средств.Возможно, для бюджета было бы менеенакладно выучить определенное количестводетей за рубежом, а вузы, которые имеютнизкий рейтинг, просто закрыть? Как этосделали, например, молдаване.


— О вас говорят, что вызарабатываете деньги за рубежом, атратите в Украине.


— Все мои проекты вУкраине социальные. «Наш формат», «Уніж»,«Кузня»... За пять лет издал 200 аудиокниг.Вбухал в этот проект кучу денег, но оноказался очень убыточным. Аудиокнигив Украине не покупают, как и фильмы идругую украинскую продукцию. (Вот скачатьна шару желающих хватает.) Бизнес — этопрежде всего социальная ответственность.Деньги, которые я заработал, вкладываюв такие проекты.


Меня иногда спрашивают,почему я этим занимаюсь. Человек долженстремиться к совершенству. Не в смыслепользоваться золотым унитазом. На самомделе различие между золотым унитазоми фаянсовым намного меньше, нежели междуфаянсовым и отхожим местом где-то вкукурузе. Простите, но у меня как убиолога своеобразные ассоциации.


Конь не получаетудовольствия от того, что тянет плуг.Человек отличается от животного тем,что он может получать удовольствие отработы больше, чем от набиваниясобственного желудка.


Так случилось, что яродился в Украине, и мне суждено нестиза нее ответственность. Это мой крест,который я не могу ни на кого переложить.Я уверен: если нам удастся реализоватьзадуманные проекты, в частности «Уніж»(от названия села на Ивано-Франковщине),в Украине вырастет новое поколение скачественно иным мышлением и отношениемк жизни. Летом в Униже собираютсямолодежные и детские организации,которые здесь не просто тусуются, апомогают его развивать. Мы строиммикромодель Украины, в которой бы хотелижить.


Автор: Лидия Суржик,«Зеркало недели. Украина» №29

 

Ссылкой на статью поделился гайдпаркер V AD IM IVANOV

 


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини