MENU

Больше всего россиян пугает беззаконие, голод и синдром поражения

531 0

Отсутствие защиты закона, недоверие, голод и синдром поражения репрезинтируют наиболее острую боязнь русских, пишет Валерий  Коротаев.

«Нет защиты закона». Цитата из доклада директора Левада-центра Льва Гудкова многое объясняет: «85% людей заявляют, что не имеют никакого представления о том, куда движется страна, есть ли у нее будущее. Даже в повседневных своих делах большая часть россиян ограничена горизонтом ближайших недель, не зная, что будет дальше… Если в среднем рост напряжения в обществе отметили 51% россиян, то в Москве этот показатель составил уже 80%... Не чувствуют себя «под защитой закона» 58% россиян (в Москве эта цифра доходит до 73%). Чувствуют себя «защищенными законом» в среднем по стране 33% (в Москве — 15%, в селе — 42%); чаще об этом заявляют чиновники, силовики и пенсионеры…»

Недоверие. Людмила Петрановская, психолог, которая занимается устройством детей-сирот в приемные семьи, прочитав доклад господина Гудкова полностью, написала в своем ЖЖ: «Как много общего с психологией детей из детских домов: то же постоянное ожидание, что обманут, предадут, используют, обвинят, отнимут самое дорогое, уничтожат, и те же ответные реакции: ужас, подозрительность, агрессия, истерика, обвинения всех и вся, и «каждый сам за себя» и «а чего я, пусть они сначала».

Голод. Дэниел Трейсман, профессор политологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, создавший фундаментальное исследование «География страха», объясняет в своих интервью остроту страхов россиян пессимизмом. Некоторые отечественные психологи, взяв это утверждение за основу, пошли еще дальше. По их словам, вся проблема в том, что для России норма — это именно «несчастный человек», а успешный — не привычен, не укоренен, соответственно, страхи так бурно развиваются именно здесь.
 
Синдром поражения. Раздробленность, атомизированность тяжело сказываются, людям не на кого рассчитывать, ни общественные организации, ни церковь —  ничто не становится опорой. Дело не в норме несчастья, не в пессимизме, а в истории. Люди бедны не только в финансовом отношении, они бедны социальными связями, ресурсами, у них дефицит влиятельности. Отсюда синдром поражения — разрушение надежд на то, что они сами реально могут хоть как-то влиять на свою жизнь.

«С другой стороны, быть несчастными — проще, потому что люди боятся зависти, порчи, сглаза, боятся вслух порадоваться какому-то своему успеху. Это от слободского — деревенского общества, когда все друг друга контролировали. Страх как-то выделиться утроился после сталинских репрессий. Отсюда защитный комплекс прибеднения, самозапугивания, умолчания — это все антропологические характеристики. Но если мы возьмем продвинутую, успешную, энергичную часть, тот самый слой людей, который во всем мире чувствует себя наиболее уверенно, то увидим, что в России и здесь уровень страха высок».

 

Ранее UAINFO сообщал о том что США ввели санкции в отношении чиновников «списка Магнитского». Госдепартамент США запретил въезд в страну российским чиновникам, имеющим отношение к смерти юриста фонда Hermitage Capital.

 

UAINFO



Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини