Быстрые и болезненные реформы, падение в объятия России либо хаос - три сценария для Украины
Теперь, когда украинская предвыборная гонка окончена, а конфликт на Востоке перешел в замороженную стадию, есть три возможных сценария: быстрые и болезненные экономические и управленческие реформы, падение в удушающие объятия России, либо хаос - в случае, если банды, состоящие из бывших участников добровольческих батальонов, пойдут вразнос.
Окно возможностей для Украины быстро закрывается, но политики, занятые дележом портфелей и бюрократы, которые пытаются сохранить старую коррумпированную систему, этого не осознают. Для немногих иностранцев, пытающихся продавить быстрые изменения, невозможность действовать станет трагедией.
Один из этих иностранцев – Каха Бендукидзе, бывший бизнес-магнат, разработавший успешную программу дерегулирования грузинской экономики при президенте Михаиле Саакашвили. Бендукидзе, вместе с профессором Массачусетского института технологий Дароном Аджемоглу и другими экономическими светилами, входит в экономическую консультативную группу, организованную канадским правительством, которая должна была заниматься разработкой реформ для украинского министра экономики Павла Шереметы. Последний недавно разочаровался и покинул свой пост, оставив консультативную группу в неопределенном положении. Тем не менее, Бендукидзе по-прежнему проводит много времени в Киеве, пытаясь донести свои мысли до властей.
В интервью он признался, что это весьма удручающий опыт. «У пациента отваливается голова, возле кровати натекла лужа крови, - говорит Бендукидзе, - а что делают в это время родственники? Переживают, что подумают соседи».
Консультативная группа озвучила свой план в статье в англоязычном издании Kiev Post. Он включает в себя сокращение государственных расходов с 53% ВВП до 34%, что означает сокращение энергетических субсидий до 10% ВВП и значительное уменьшение пенсионных выплат госслужащим высшего звена – до 4% ВВП. Бендукидзе сомневается, что это удастся. «Я говорю правительству, что субсидии на энергетику нужно сокращать, а они отвечают, что это не понравится народу», - рассказывает он.
Бендукидзе выступает за радикальную дерегуляцию и считает, что в Украине слишком много министерств и агентств. «Кому они нужны, когда сейчас единственная функция правительства – брать деньги у МВФ и отдавать их России в уплату за газ?», - спрашивает он.
Хотя дерегуляция была в программе каждой политической партии, которая участвовала в парламентских выборах на прошлой неделе, Бендукидзе полагает, что ни одна из них не настроена на серьезные действия. С февраля, когда режим Виктора Януковича пал, так и не было проведено сколь бы то ни было значимых сокращений количества бюрократов.
Еще один разочарованный иностранец, Виталий Шабунин, который возглавляет неправительственную организацию «Центр противодействия коррупции», утверждает, что культура коррупции сохранилась. «При Януковиче коррупция была четко организованной государственной системой, - объясняет Шабунин. – Сейчас она больше напоминает партизанщину, так как сместилась на нижние уровни, но старые схемы продолжают работать».
Группа Шабунина, которая существует на гранты таких агентств, как Агентство США по международному развитию (USAID), разработала проект нового антикоррупционного законодательства – единственной заметной реформой, проведенной со времен смены режима. Законы упрощают доступ к информации относительно госзакупок и приватизации, владельцев компаний и недвижимости. Также предусмотрено создание антикоррупционного бюро, 700 сотрудников которого будут обладать широкими полномочиями в сфере расследований.
Шабунин и его единомышленники протолкнули законопроекты через парламент благодаря помощи МВФ и зарубежных спонсоров. «Законы приняли благодаря трем факторам, - отмечает он, – давлению со стороны спонсоров, вниманию прессы и выборам. Политикам нужно было продемонстрировать избирателям хоть какие-то результаты». Шабунин сомневается, что украинской власти достанет политической воли, чтобы полноценно внедрить принятые законы. Есть вероятность, что в антикоррупционном бюро засядут чиновники времен Януковича, которые и сами будут не лучше бюрократов, которых они должны вычислять.
Есть тревожные признаки того, что принятие этих законов не дало особого эффекта. Президент Петр Порошенко, миллиардер, не выполнил обещание продать свой бизнес после избрания. В то же время Международный инвестиционный банк, в котором он является одним из основных акционеров, с начала года увеличил свои активы на 50% - при том, что украинская банковская система в целом показала прирост всего на 5%. Генерального прокурора Виталия Ярему засыпали обвинениями в связи с нелегальной продажей земли, в которой участвовал один из его приближенных, а также в кумовстве - после того, как его сын возглавил один из важных правительственных департаментов.
Пока бюрократы продолжают воровать, а политики – перекладывать друг на друга ответственность, угроза финансового коллапса подбирается все ближе. В третьем квартале украинская экономика упала на 5,1% - до пятилетнего минимума, в то время как производство и национальная валюта, по данным Bloomberg News, ушли в затяжное падение. Если международная помощь задержится или будет прекращена из-за неудач правительства в проведении экономических реформ или борьбе с коррупцией – или если МВФ не захочет предоставить ей больше, чем уже запланированные $17 млрд – Украину может ждать дефолт, огромная девальвация и секвестр бюджета. И Бендукидзе, и Шабунин боятся, что это может толкнуть Украину в руки РФ, если Путин сможет предложить ей план спасения.
И это еще не худший сценарий. Бендукидзе вспоминает, как в 90х грузинские добровольцы вернулись с войны с сепаратистами в Абхазии и превратились в криминальные группировки, которые годами терроризировали страну и одно время даже взяли под контроль правительство. «В Украине сейчас много подобных парней, сражающихся на Востоке», - говорит он.
Шабунин все же видит луч надежды: новое правительство более чувствительно к общественному давлению, и его основная цель – не воровство, утверждает он. «Они хотят, чтобы история запомнила их как хороших ребят, - говорит эксперт. – Но для этого им нужно сохранить страну».
Леонид БЕРШИДСКИЙ, Новое Время
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки