Военный переворот под видом «Черной весны»
Всего лишь трое суток уличных протестов в Буркина-Фасо прекратили правление президента Блэза Компаоре, продолжавшееся 27 лет с момента военного переворота и убийства «африканского Че Гевары» Томаса Санкара в 1987 году. Какие события остаются «за кадром» экстренных новостей и официальных заявлений? И какие промежуточные итоги можно подвести по итогам бегства Блэза Компаоре и прихода к власти военных?
Для начала стоит прояснить контекст ситуации. Буркина-Фасо – одна из самых бедных стран Африки. Страна имеет значительные запасы золота, однако главным источником доходов для большинства жителей остается сельское хозяйство. Именно в сфере сельскохозяйственного производства, по данным ООН за 2005 год, были заняты почти 85 % населения. Буркина-Фасо считается ведущим производителем хлопка в Центральной Африке южнее пустыни Сахара.
Население составляет 16 миллионов 930 тысяч человек (данные Всемирного банка за 2013 год), среди них значительная часть живет за чертой бедности. Причем, по оценкам того же Всемирного банка, за последние годы количество бедных увеличилось с 46, 7 % в 2009 до 51, 1 % в 2013 году. ВВП на душу населения составляет всего 1 (тысяча) 500 долларов в год (данные справочника ЦРУ). Управление статистики ООН дает другие цифры и оценивает средний доход на душу населения еще ниже - на уровне 649, 3 долларов (2012 год). Индекс Джини, оценивающий разницу в доходах между самыми богатыми и беднейшими слоями общества, по данным Всемирного банка за 2009 год, составил 39, 8.
Согласно данным за 2011 год, Буркина-Фасо – это рынок сбыта в первую очередь для таких стран как Франция (12, 1 % от общего объема импорта), Кот-д’Ивуар (10, 7 %) и Китай (9, 8 %). Если же говорить о плоскости геополитики, то президент Блэз Компаоре был одним из ключевых союзников США в борьбе против «Аль-Каиды» и ее союзников в Западной Африке. То есть, если исходить из экономических и геополитических интересов в отношении Буркина-Фасо, перед нами – список наиболее заинтересованных игроков.
Итак, как стоит расшифровывать последние события в Буркина-Фасо? Последние 27 лет страну возглавлял президент Блэз Компаоре (с 2011 по 2014 годы он занимал также пост министра обороны). По своей сути, администрация Компаоре – типичный авторитарный режим, опирающийся на спецслужбы, полицию и армию. Собственно, вся история Буркина-Фасо – это цепь военных переворотов, поэтому все президенты страны Сангуле Ламизана, Сайе Зербо, Томас Санкара, Блэз Компаоре, кроме первого президента Мориса Ямеого – как на подбор выходцы из военных. Именно поэтому сам экс-президент за период своего правления дважды руководил министерством обороны, а в начале правления – еще и силами безопасности.
Разве не удивляет, что Компаоре сдался неожиданно быстро как для жесткого авторитарного правителя? Блэз Компаоре несколько раз использовал правовые манипуляции, чтобы продлить свой срок пребывания у власти. Последняя по времени попытка изменить Конституцию с целью продлить срок полномочий президента вызвала массовые митинги, когда на улицы Уагадугу вышли десятки тысяч человек. Спикеры протестующих провозгласили свои выступления «Черной весной» по аналогии с «Арабской весной».
Что самое удивительное, потребовалось всего двое суток, чтобы многолетний президент подал в отставку и покинул Буркина-Фасо. С другой стороны, даже с расстояния очевидно, что ни полиция, ни армия не предпринимали никаких сверхусилий, чтобы подавить массовые беспорядки. Поэтому можно сделать вывод, что первые лица командования в решающий момент прямым текстом дали понять Компаоре, что он не может рассчитывать на поддержку армии, полиции и спецслужб.
Если хотя бы часть военных или полиции поддерживали президента, Компаоре не отказался бы от власти настолько быстро, а поборолся хотя бы еще несколько дней. На контрасте, показательно, что руководители армии, безучастно наблюдавшие, как толпы захватывают и громят государственные здания, начали жесткой рукой наводить порядок сразу же после отставки Компаоре.
В воскресенье, вслед за объявлением подполковника Исаака Зида и.о. президента Буркина-Фасо, армейские подразделения вытеснили тысячи протестующих с улиц Уагадугу, а во время особенно жесткой стычки у телецентра солдаты даже открыли огонь, убив одного из нападавших.
Еще один признак, свидетельствующий, что приход военных к власти не случайность, а умысел – это роспуск Национальной Ассамблеи. По Конституции Буркина-Фасо, в случае досрочной отставки президента, его полномочия переходят к спикеру Ассамблеи, однако сразу же после известия о том, что Компаоре вместе с семьей покинул Уагадугу, военные заявили, что приостанавливают действие Конституции и распускают Национальное собрание.
Показательно, что западные лидеры и руководители международных организаций требуют от военных передать власть гражданской администрации, но никто даже не заикнулся о том, чтобы вернуть бежавшему Блэзу Компаоре его полномочия. А французский президент Франсуа Олланд (ранее страна под названием Верхняя Вольта являлась колонией Франции) назвал отставку Компаоре «выходом из кризиса, в котором сейчас находится страна». А чуть позже Олланд заявил, что «Франция приняла меры для безопасной эвакуации Блэза Кампаоре в Кот-д'Ивуар».
Между тем, на международной арене Компаоре не являлся политическим изгоем - за 27 лет своего правления он поддерживал тесные связи и демонстрировал полную лояльность западным государствам. А одна из самых известных международных фотографий Компаоре запечатлела его вместе с президентом США Джорджем Бушем-младшим в 2008 году. Немудрено, Компаоре являлся одним из ключевых союзников США и Франции в Западной Африке по борьбе против вооруженных групп, ассоциированных с Аль-Каидой.
Надо сказать, что позиция США, ООН и Африканского союза совпадает с мнением протестующих и оппозиции Буркина-Фасо – все они требуют возвращения страны к гражданскому правлению. Начиная с субботы, вслед за выступлением подполковника Зида в эфире радиостанции о том, что он берет на себя функции главы государства, в Уагадугу последовала новая волна массовых протестов. Подполковник оперативно провел серию встреч с французскими, американскими и европейскими дипломатами, но все они потребовали от него передать власть в руки гражданских.
«Мы требуем от вооруженных сил передать власть гражданской администрации, и совет АС отвел срок в две недели для передачи», - заявил Симеон Ойоно Эсоно, глава Совета по вопросам мира и безопасности Африканского Союза по итогам встречи в Аддис-Аббебе (Эфиопия). А спецпосланник ООН по Западной Африке Мохаммед ибн Чамбас пригрозил санкциями, если военные не передадут власть гражданской администрации: «Мы надеемся, что во время переходного периода страну, согласно Конституции, возглавят гражданские лица». «Политическая оппозиция и организации гражданского общества настаивают, что победа народного восстания принадлежит людям, и поэтому право сформировать переходное правительство с полным основанием принадлежит им, и ни при каких обстоятельствах не может быть конфисковано военными», - гласит позиция официального спикера оппозиции Жан-Юбер Бази, звучащая в унисон со странами Запада и региональными организациями.
В ответ на заявленную жесткую позицию, военные во главе с подполковником Зида начали оперативно опровергать свои собственные действия. «Армия не стремится к власти. Но анархию необходимо остановить. Любые попытки нарушить порядок будут наказаны предельно быстро и жестко», - заявил официальный представитель армии. А военная хунта заявила о планах сформировать правительство национального единства в ближайшие две недели. Такие заявления стоит расшифровать в том ключе, что военные планируют маневрировать, чтобы, с одной стороны, не потерять власть, а с другой, не столкнуться с жесткой обструкцией, как на уровне африканского континента, так и международных отношений.
Поэтому ключевым результатом «Черной весны» на сегодняшний день справедливо будет считать военный переворот. Показательный момент - подполковник Исаак Зида до отставки президента возглавлял охрану Блэза Компаоре. Зида является знаковой фигурой среди военных, однако за пределами армейских кругов совершенно неизвестен для основной массы населения Буркина-Фасо.
По состоянию на данный момент, захватившие власть военные пытаются маневрировать, а инициатива о правительстве национального единства – попытка замаскировать военную хунту под брендом «широкого национального согласия» и «гражданской администрации».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки