Как Путин решил бороться с коррупцией в РФ
После длительного перерыва президент Владимир Путин встретился со своими экономическими советниками и попросил их подумать над механизмами преодоления санкций Запада. Он одобрил план, включающий в себя дерегуляцию и борьбу с коррупцией. Звучит чудесно. Но, скорее всего, эта инициатива - лишь подачка сторонникам модернизации, а экономика продолжит падать.
Об этом пишет Леонид Бершидский в блогах "Нового Времени".
Российский экономист Игорь Юргенс, один из так называемых системных либералов, группы ориентированных на модернизацию экономистов, близких к премьеру Дмитрию Медведеву, недавно описал расстановку сил в России следующим образом: «Сторонники прогресса и консерваторы или же реакционеры и либералы – называйте их, как хотите – живут параллельными жизнями. Какое-то время они существовали в тени Путина, как две партии с относительно сбалансированным влиянием. Военно-политический блок с нефтяным и газовым лобби, выступающий за консерватизм и патернализм с собственными интересами, влиятельными лицами в президентской администрации и своими спикерами – и экономический блок, ориентированный на Европу и модернизацию, который по-прежнему остается влиятельной группой, сохраняя за собой несколько ключевых постов».
По сути, модернизаторы понемногу сдают позиции как минимум с начала украинского кризиса. Путин разочаровался в идее открытой российской экономики. Вместо этого он обратился к «традиционным ценностям» и подозрительности по отношению к Западу. Затем он срежиссировал аннексию Крыма и кампанию по ее легитимизации, включая поддержку пророссийских боевиков на Востоке, которые вскоре вышли из-под контроля. Экономические соображения отошли на второй план. Большинство россиян поддержали такую смену курса.
Медведев выпал из игры. Единственное действие, предпринятое его правительством за последние месяцы – смешное продуктовое эмбарго, введенное в ответ на санкции Запада и драконовские налоги на малый бизнес и владельцев недвижимости. Главе Центрального банка России Эльвире Набиуллиной, тоже из «системных либералов», осталось только беспомощно наблюдать за падением рубля. Остальные столпы «Европейской» партии – Герман Греф, глава государственного Сбербанка, и экс-министр финансов Алексей Кудрин – выступали с серьезными предупреждениями, но Путин их проигнорировал.
В статье Bloomberg отмечается, что квази-либералы вздохнули с огромным облегчением, когда Путин обратился к ним за советом. Они предложили президенту два варианта: первый – атаковать коррупцию на нижних уровнях (санитарные налоговые и прочие проверки, которые истощают бизнес), второй – сосредоточиться на больших проектах, финансируемых государством. Судя по всему, первый сценарий Путину понравился больше. Теперь «системные либералы» ожидают, что президент заговорит о борьбе с коррупцией в своем ежегодном обращении к парламенту, которое предположительно запланировано на конец месяца.
Неизвестно, как далеко Путин готов зайти, чтобы облегчить давление на российский бизнес. Дело в том, что любая настоящая кампания против коррупции должна начаться с атаки на президентских друзей-миллиардеров, которые больше всего выигрывают от госзаказов. Это также поможет нейтрализовать часть западных санкций: именно друзья Путина попали под запрет въезда в ЕС и санкционные списки. Тем не менее, наказывать этих бизнесменов Путин не намерен.
Не стоит ждать и радикального упрощения правительства в стиле реформ, проведенных десять лет назад в Грузии Кахой Бендукидзе. Бендукидзе, скончавшийся на прошлой неделе как раз в то время, когда украинская власть собиралась предложить ему пост консультанта по реформам, мог бы посоветовать России многое из сделанного им в Грузии, которая сократила число министерств в рамках борьбы с коррупцией, отменила лишние регуляторные процедуры и урезала расходы.
«Просто надо написать список 10 главных мест контакта человека с государством и попробовать, чтобы хотя бы в трех из них стало лучше, - заявил Бендукидзе в недавнем интервью. - И это все громко продать. Других способов я не вижу».
Возможно, именно на это рассчитывают «системные либералы». Сейчас они находятся в поиске яркого слогана, который поможет продать россиянам проект реформ. Одно из предложений - «Экономическая свобода» - упомянуто в сюжете. Второе - «Деньги под ногами» - указывает, что уничтожение коррупции вольет миллиарды долларов в экономику страны. Если Путин купится на одно из этих предложений, это будет означать, что либералы снова в игре. Они смогут помочь президенту справиться с внутренними экономическими проблемами, что позволит ему продолжать свою деструктивную внешнюю политику и наращивать военную мощь России.
Стремление Путина либерализовать экономику и сократить состав правительства – шаг в верном направлении. Экономическая ситуация дошла до того, что эти шаги необходимы, если РФ хочет избежать резкого падения уровня жизни. Но эти действия идут вразрез с политикой Путина и его партии войны. Невозможно строить свободную экономику в стране, которая находится в международной изоляции и ведет необъявленные войны. В лучшем случае нас ждет очередная громкая, но неэффективная антикоррупционная компания. Как верно подметил Бендукидзе, коррупция всегда начинается с руководства страны, и бороться с ней «снизу» бесполезно.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки