Что роднит нас с Литвой
Просторы истории, украинской в частности, к сожалению, усвоены массовым сознанием и осмыслены людьми с неравномерной «плотностью». Все знают, что 337 лет Украина была составляющей Московской — потом Российской империи — впоследствии Советского «красного» государства. Многие помнят об эпохе, в которую Украина входила в Речь Посполитую, — государство польское. А вот о почти двух веках (для истории это не так и мало; условно говоря, 1362—1569 годы), на протяжении которых почти вся Украина была частью Великого княжества Литовского, одного из наиболее мощных государственных образований Европы того времени — вспоминают значительно реже.
А между тем, именно эти времена (ХІV—ХVІ века), также как и драмы ХХ века — прекрасный повод говорить об исторической взаимосвязи (даже болем того — общность) судеб обоих народов. Действительно, официальным языком Великого княжества литовского был староукраинский; тогдашние древние литовцы и украинцы в ту эпоху находили общий язык на принципах взаимоуважения, так что Великое княжество Литовское достаточно в большой степени было украинцам не чуждое (давайте вспомним принцип князей Ольгерда, Гедимина, Витовта: «Мы старину не трогаем, а новизны не вводим»). Давайте вспомним и Литовский устав, который юридически действовал на украинских землях вплоть до ХІХ века!
Сделаем «прыжок» в ХХ век (при этом нельзя не вспомнить, хотя бы бегло, что Шевченко 16-летним юношей несколько месяцев учился в Вильнюсе, и это был очень важный период в его жизни). 1918 год. Литва и Украина одновременно делают попытки завоевать независимость; нашим балтийским друзьям это удается, УНР подавлена Лениным, Троцким и внутренним раздором. 1939—1940 год. Договоры двух усатых «вождей» стали причиной оккупации независимой Литвы советскими войсками и сталинского репрессивного «воссоединения» Западной Украины и УССР. Массовые депортации, расправы, расстрелы, истязания — и в Литве, и в Галичине.
Послевоенные 1945—1955 годы. Война сопротивления «лесных братьев» в Литве (очень поучительно было бы сейчас посмотреть фильм 1965 года «Никто не хотел умирать», хоть и советский, но сильный и интересный) и борьба УПА на Западе Украины. Хрущевская-Брежневская русификация в УССР — и опыт Литвы, которая отстаивала свой язык и культуру, причем успешно, даже в тогдашних условиях (с национальным духом литовцев не мог не считаться даже тогдашний компартийный лидер Антанас Снечкус).
И, в конечном итоге, давайте не забывать, что именно cейм Литвы первым из всех советских республик без референдума провозгласил восстановление государственной независимости этой страны 11 марта 1990 года (наша Верховная Рада отбросила такую политическую формулу, что потом имело далеко идущие, крайне негативные последствия). Полтора года экономической и политической блокады «союзного центра», штурм телецентра в Вильнюсе 13 января 1991 года, десятки погибших (были, между прочим, созданы промосковские параллельные структуры псевдовласти, производившие жалкое впечатление) — и в конечном итоге, победа. Уже свыше 10 лет Литва в НАТО и Евросоюзе. То есть там, куда непременно должны попасть и мы.
Уже этого, предельно короткого экскурса в нашу общую историю — это тот случай, когда это высказывание можно и нужно писать без кавычек — думается, достаточно, чтобы почувствовать: наши народы намного ближе друг другу, чем это может показаться на первый, беглый взгляд. Не говоря уже о той искренней, весомой поддержке, которую оказывают сейчас Украине литовский народ и Президент Даля Грибаускайте. Поэтому, давайте изучать опыт Литвы. Опыт истории, опыт культуры, опыт борьбы за свободу, опыт эффективных, успешных реформ.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки