Кинематограф сумасшедшего года
О революции, войне и многих других делах еще напишут. Я же попробую составить список достижений украинского кино.
Первое и главное — общий подъем. По-видимому, цифры могут показаться смешными, а качество фильмов не всегда удовлетворительным, но у нас такое впервые: за год вышло свыше 20 картин, причем во всех жанрах, была даже полнометражная анимация («Бабай»).
А вот и о качестве:
— «Плем’я» (режиссер — Мирослав Слабошпицкий);
— «Майдан» (документальный, Сергей Лозница);
— «Усе палає» (документальный, Александр Течинский, Алексей Солодунов и Дмитрий Стойков).
В «Дне» о них уже рассказывал, потому только напомню, что здесь тот долгожданный случай, когда это не «домашние радости», а фильмы, понятные для зрителя независимо от страны показа, потому что обращаются к залу универсальным языком мощных визуальных образов. Отсюда и международный успех: «Плем’я», кажется, завоевало все призы, которые только было возможно, вплоть до Еврооскара; «Майдан» стал одной из сенсаций последних Канн; «Усе палає» получил награду с формулировкой «Выдающийся восточноевропейский фильм» на фестивале документального кино в Лейпциге — DOK Leipzig.
Соответственно, если говорить о человеке года в искусстве, то им должен стать документалист. Именно документалисты выступили летописцами революции. В первую очередь это, конечно, прославленная группа «Вавилон 13». Однако десятки менее известных профессионалов и любителей, иногда рискуя жизнью, тоже снимали фильмы о том, что происходит на улицах охваченных восстаниями городов. Дело не ограничилось Майданом — началась война на востоке Украины. Этот взрыв документалистики отраден еще и тем, что прибавил энергии всему нашему кино в целом, приведя туда свежие силы и новых людей. Следствие — появление все тех же «Майдана» и «Все палає».
Коммерческая сенсация — «Поводир» Олеся Санина. Впервые рекламная кампания украинского фильма проведена настолько грамотно и четко, вплоть до аншлагов в кинотеатрах в конце первой недели показов. Прибыли «Поводир» не принес (при нынешнем состоянии кинопроизводства в Украине это вообще невозможно) и художественной вершиной не стал, но этот рекламно-прокатный успех для нашей киноиндустрии — ценный опыт, ведь он создает реальный прецедент лидерства отечественной продукции, следовательно, есть надежда, что в будущем так же хорошо будут рекламировать более интересные работы.
Скандал года связан с вышеназванными лентами «Плем’я» и «Поводир»: это, конечно, выдвижение ленты от Украины на получение «Оскара». Полностью рутинная в предыдущие годы, эта процедура обрела в прямом смысле судьбоносное значение, потому что у нас есть в наличии фильм, который имел стопроцентные шансы на попадание в номинационный список Американской киноакадемии и с очень большой вероятностью мог получить статуэтку в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Однако отечественный оскаровский комитет поступил как всегда, рассудив не по художественным, а по политическим параметрам, и отправил на конкурс априори непроходимый фильм «Поводир». Кинообщественность, однако, образ не проглотила. Произошел серьезный раскол, образовались враждующие лагеря, часть членов комитета подала в отставку. Почему этот скандал в списке достижений? Потому, что такая потасовка — это признак полноценной жизни в отрасли, потому что, наконец, есть кому и из-за чего ссориться. Это тот вариант ссоры, которая только на пользу, потому что просветляет и очищает — пусть даже через размежевание.
Каждый может составить свой список вкусов. Но итог, думаю, один: этот год стал для нашего кино лучшим за все годы Независимости.
Есть надежда, что следующий будет не худшим.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки