Пиар-лапша и «снежная трагедия» Одессы
Одесский журналист и блогер Леонид Штекель анализирует причину снежного армагеддона, который охватил Южную Пальмиру в новогодние дни. Вот что он написал
Чтобы не думал лично Геннадий Леонидович Труханов, этот материал пишется не для того, чтобы пнуть его в удобный момент. Я хочу поговорить об анализе этой коммунальной трагедии (иначе, на мой взгляд, нельзя назвать события этих четырех дней) лишь для того, чтобы попытаться сделать определенные выводы. Причем я прекрасно понимаю, что, не являясь специалистом в сфере коммунального хозяйства, я, возможно, в чем-то неправ, и буду рад услышать оценку своего материала специалистами.
У меня нет под рукой соответствующих цифр, но исходя из уровня снега в моем собственном дворе, я могу судить, что количество выпавшего снега в этот раз было несколько больше, чем в последний год правления Эдуарда Гурвица в 2009 году. Больше, но не намного. Однако последствия для города оказались гораздо тяжелее, чем они были тогда.
В 2009 году транспорт ходил до темноты, то есть, то 18-19 часов. У нас 29 декабря транспорт остановился, судя по тому, что я видел на Сегедской, примерно в 16.00. В 2009 году были хоть какие-то попытки почистить дороги, 29 декабря, на моих глазах – одна попытка – за четыре часа пешего хода по центральным улицам.
Свою беспощадную оценку действиям мэрии дал в Файсбуке Вадим Черный. И если бы я только пытался нарисовать картину этих событий, то можно было бы обойтись его словами. Однако ситуация гораздо хуже, если мы захотим несколько отойти в сторону и посмотреть на происходящее как на Систему.
Проблема не только в том, что городское руководство, как говорит Вадим Черный, «засунуло хоботы в городской бюджет и сосет там». На самом деле у нас перед глазами системный крах всей структуры городской власти в Одессе. И строительство высоток на Асташкина, Большой Арнаутской и Белинского, и события вокруг Ланжерона и трагедия последних дней на улицах Одессы – это все звенья одной цепи. И первопричина ее, разумеется, вовсе не мэр Геннадий Труханов, которого яростно материли все пассажиры автобуса, стоящего на Сегедской, где я простоял минут пятнадцать в ожидании начала движения, а потом пошел пешком.
Первопричина этих событий – это одесситы, которые голосуют за депутатов и мэров, абсолютно не задумываясь о том, чем те собираются заниматься на Думской площади. Логика избирателей очень проста: дайте мне в руки кило гречки (или покрашенный подъезд, или детскую площадку, или, в лучшем случае, отремонтированную крышу) и мне плевать на все остальное. Воруют – пусть воруют, все равно я ничего с этим сделать не могу, пусть только хоть чем-то поделятся со мной – и ладно!
На самом деле, при этом люди думают несколько иначе. Они считают, что есть определенные советские еще правила игры, ну, разумеется, с учетом того, что каждый хочет наворовать, но есть же мера, а дальше – пусть работает. Все воруют, главное, чтобы и для города что-то делал.
Подобная логика зиждется на уверенности обычного избирателя, что без воровства нельзя, он бы сам бы воровал, если бы мог, но все-таки дело как бы делается. Этакая извращенная «советская логика». К сожалению, к реальной жизни она не имеет ни малейшего отношения. То есть вообще никакого отношения.
Наш массовый избиратель, даже молодой, по-прежнему живет в координатах «советской логики» эпохи застоя. Очень хорошо это видно на примере ситуации с, так называемой, «реконструкцией Трассы здоровья». Мэрия нарисовала в фотошопе картинки и пообещала провести «реконструкцию». И подавляющее большинство людей начинает дружно говорить о том, какой должна быть «реконструкция», насколько это хорошо и так далее. Между тем, это все- миф или фейк, как это модно сейчас говорить. В лучшем случае – пиар, в обычном смысле – фикция. А все это обсуждение – это просто чудовищная пародия на события времен «Перестройки», а к реальной жизни это никакого отношения не имеет.
Если кто-то думает, что «реконструкция Трассы Здоровья» и снежная трагедия последних дней – это не связанные друг с другом события, тот просто не понимает всю глубину краха муниципальной власти в Одессе в частности, и в Украине в целом.
Давайте попробуем разобраться, в основе основ нынешних событий.
На чем зиждилась советская система местной власти?
В СССР, даже в годы «застоя», действовала система «успокоения общества». С одной стороны информация о стихийных бедствиях тщательно дозировалась, чтобы люди не узнавали о том, насколько опростоволосились власти. С другой, делалось все возможное, чтобы минимизировать общий ущерб от действий стихии. И тут вся советская мобилизационная экономика работала на местные власти.
Вообще мэры советской эпохи пахали от зари до зари. Ответственность была огромная, контроль постоянный, и, несмотря на ляпы и глупости «эпохи застоя», определенный минимум технико-организационнного уровня местной власти был обязателен.
У советского писателя Владимира Санина есть книга о лавинах: «Белое проклятие». Там очень хорошо показана атмосфера в СССР «эпохи застоя» при чрезвычайных ситуациях. И о том, как могли экономить на необходимом, надеясь на «авось», и о том, как действительно бросали все силы на выход из стихийной ситуации.
Так вот, большинство наших граждан, не может понять, что этой системы уже давно нет! Нет системы контроля местной власти, нет системы проверки, нет никакой вышестоящей ответственности для местных начальников. Не приедет с Киева комиссия, которая будет проверять: выполнил мэр свои обещания или нет! Я думаю, даже чудовищная катастрофа не породит подобные действия Киева. Я скажу больше, я думаю, что если бы сейчас произошла авария по типу Чернобыльской, то бюрократические структуры бы просто ее не заметили.
Советской бюрократии было не плевать, что подумают люди. Нынешней – абсолютно все равно. Причем слово «абсолютно» – здесь не полемическое преувеличение, а констатация факта.
Это не специфика нынешней власти, точно то же самое было и при Ющенко, и при Януковиче. И в нашей бюрократической иерархии абсолютно ничего не поменялось.
Советская система бюрократической вертикали с обязательной ответственностью умерла навсегда. Точка. И все эти «прокурорские забавы» лишь способ вымогать деньги у ответственных работников местной власти. К сути проблемы это отношение не имеет.
Единственный механизм, который остается – это некоторая публичность власти.
Политическая власть на уровне Киева (даже не региона, а только Киева) заинтересована в определенном «публичном спокойствии». Мера этого публичного спокойствия – величина переменная. Иногда в нем власть больше заинтересована, иногда – меньше. Во времена ЧЯнуковича – меньше, сейчас – больше! Но именно публичность остается единственным механизмом воздействия на эту систему. Других механизмов нет! И прокуратура, и суд, и министерства начинают «чесаться» только тогда, когда политические инстанции понимают, что «публичное спокойствие» нарушено.
К сожалению, эффективность этой публичности крайне невысока. А причина очень простая: подавляющее большинства избирателей в Украине страдает политическим склерозом в очень острой форме. Их выбор во время избирательной кампании, практически, никак не связан с реальными действиями политических элит. Конечно, бывает ситуация, когда бездарная деятельность тех или иных институтов власти порождает крах ее «политической крыши» на выборах. Но прямой связи здесь нет. Чаще всего первостепенную роль играют абсолютно вторичные поводы.
Нынешняя мэрская команда, я в этом убежден, абсолютно уверена, что вся эта снежная трагедия сыграет очень незначительную роль на осенних местных выборах этого года. И нельзя сказать, что они так уж неправы. Действительно, на выборах 2010 года, проигрыш Эдуарда Гурвица частично объяснялся и бездарными действиями его администрации во время аналогичного стихийного буйства природы. Однако, на самом деле, тогда сыграли совершенно другие факторы.
Гурвиц, прежде всего, проиграл каналу АТВ свою пиар-кампанию. Смертельный удар по тогдашнему мэру нанесли несколько вездеходов людей из команды Маркова, которые ездили по городу и с помощью канала АТВ наглядно показывали, как бездарно действуют местные власти.
На самом деле, нынешние действия власти на порядок хуже того, что тогда делал Гурвиц. Тогда хватило одного-двух дней, чтобы жизнь в городе наладилась, а сейчас, даже не четвертые сутки, город в полумертвом состоянии. Но зато теперь каналы гораздо «терпимее» к нынешней мэрской команде, а значит массовый избиратель, проклянет раз другой мэра, но на выборах будет все равно голосовать за него – «других ведь нет! »
Мы уже читаем на Думской о «стратегической ошибке мэрии», то есть ошиблись, неправильно повели себя. Надо исправиться и все будет хорошо. При всем уважении к авторам этих материалов, надо прямо сказать, что это «ложь во спасение».
Нынешняя снежная трагедия – это закономерный итог всей деятельности городской власти. Не случайность, не ошибка, а закономерность.
В Одессе уже много лет никто не думает о ситуации с инфраструктурой сетей и транспортной логистикой. Нынешние бесконечные аварии света вызваны не только тем, что «занесло ТП» или «веерные отключения увеличивают вероятность отказа аппаратной части Облэнерго». Это, конечно, соответствует действительности, но это лишь малая толика правды. Когда последний раз проводился публичный анализ итогов отказов оборудования Облэнерго? Причины аварий, последствия? НИКОГДА! Мало того, если возмущенные потребители обратятся в суд, то вероятность того, что суд присудит Облэнерго возмещение ущерба, практически, равна нулю. В том числе и потому, что все эксперты, которые могут быть привлечены к процессу, зависят от Облэнерго.
Мы не знаем, например, в каком состоянии высоковольтные фидеры, которые подводят электроэнергию в город., а ведь именно там произошла первоначальная авария, если верить информации Облэнерго. Может быть, городские власти создадут комиссию по изучению итогов отключений? Вы в это верите? Ведь городские власти обязаны защищать интересы территориальной громады? Теоретически. Но если громаде на выборах плевать на реальные итоги действия власти, вы что думаете, они будут интересоваться ситуацией с надежностью электрических сетей?
Никого не интересует реальное напряжение в сетях потребителей в центре города, никого не интересует, почему у нас постоянно происходят аварии в электрических сетях без всяких там снегопадов и гололедов. И так далее, конца этим «никого не интересует…» нет!
Аналогичная ситуация и с транспортом. Когда на акциях протеста против высоток активисты говорят о нарушении всех норм городского планирования при реализации этих проектов, подавляюще большинство одесситов просто молчит. Они уверены: их это не касается. Но ведь это все звенья одной цепи. По хорошему, в городе должны быть несколько схем движения транспорта: нормальная, в праздничные дни, в случае стихийных бедствий. Должны быть разработаны схемы для ситуации, когда надо сохранить хотя бы на основных трассах движение, например, на Таирово, на Котовского. Пусть не двадцать маршрутов, а пять, пусть не сто автобусов, а двадцать, но тех, которые дойдут обязательно, при поддержке спец обеспечения (тракторы, грейдеры, вездеходы и т.д.). На самом деле при минимум предусмотрительности и организованности, разгул стихии 29 декабря можно было бы не превращать в общегородскую трагедию. Да, люди бы дольше добирались, больше бы устали, но все это можно было решить в рамках почти нормальной процедуры. Но никто не думал и не готовился к решению подобных проблем.
Наша транспортная структура при молчаливом согласии власти представляет собой апофеоз коррупции: автобусы, принадлежащие милицейским и прокурорским начальникам, маршруты, которые раздаются приближенным людям и так далее. Эта схема плохо работает и в обычные дни, а в случае маломальского ЧП, она просто разваливается. И когда власти пихают высотку на место двухэтажного дома, и НИКТО не думает об изменении всей транспортной логистики в данном районе, тогда и зарождаются такие снежные транспортные трагедии.
И просто смешно слышать о работе ЖКХ в «тяжелых условиях», когда эта система вообще, кроме как сбором дани с жильцов ничем реально не занимается. И всем это хорошо известно. Почему же мы должны были ожидать, что дворники побегут на улицу чистить мостовые от снега? Эта система очень плохо работает и в обычных условиях, поэтому объяснять ее неспособность действовать «большим количеством снега» просто смешно. Праздник, когда в обычные дни ЖКХ хотя бы убирает во дворах. И ничего удивительного нет, система ЖКХ – это система сбора дани для городских властей. Не система коммунального хозяйства, а система сбора дани. Вся структура ее подчинения, контроля, управления, рассчитана на сбор дани. Она органически не может ничего другого делать.
Когда активисты требуют убрать парковку на Ланжероне, а люди с машинами начинают говорить, что вы мешаете, чтобы «было красиво», то любители «красоты» почему то сразу забывают, что «красота» не бывает без ПРОЕКТА! Такая красота завтра закончится сходом склона, потому что никого, на самом деле, не интересует, что реально происходит в нашем городе. Строить без проекта, без экспертизы, без необходимых проверок – это готовить почву для новых «стихийных бедствий» рукотворного характера. У нас уже есть управление инженерной защиты, которое, уж простите, просто паразитирует на советском наследии. Мне страшно подумать, что будет, когда неизбежные запас прочности конструкций конца 60-х – начала 70-х кончится.
Подавляющее большинство никак не может осознать, что произошла полная смена понятий. Советская система: сделаем кое-как дело и немножко украдем, сменилась системой: украдем ВСЕ, и изобразим пиар заботы об избирателе. Нам лапшу не на уши вешают, мы в ней живем, мы в ней купаемся, мы в ней тонем! 29 декабря Одесса утонула не в снегу, а пиар-лапше.
Самое поразительное, что городские власти в этой ситуации «снежной катастрофы» просто молчат. Молчат и их политические противники. А Одесса, сверкая гнилыми новостройками катится вперед, к новым грандиозным потрясениям.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки