«Верхи не хотят, а низы не могут» - блогер о ситуации в Украине
Что касается «верхов». Любой руководитель страны, который решится на проведение действительно серьезных реформ, должен понимать, что идет на заклание. Ситуация сейчас настолько тяжелая, резать придется так больно и жестоко, что этого человека люто и искренне возненавидит вся страна – и сокращенные министры, и уволенные судьи, и оставленные без денег бюджетники, и совсем уж обездоленные пенсионеры. Причем ненависть эта в очень многих случаях будет совершенно оправданной: жертвы будут огромными.
Такому человеку политической жизни останется полгода-год. Но даже когда этого реформатора с позором изгонят из власти за «антинародную политику», люди будут его помнить и проклинать еще долгие годы, виня даже в тех бедах, которые не имеют нему прямого отношения.
Есть ли в руководстве Украины политики, желающие пожертвовать своей карьерой и репутацией во имя спасения страны? Откровенно говоря, таких что-то не видно. «Верхи» отчаянно не хотят менять существующее положение вещей. И трудно их за это осуждать. Проведение радикальных реформ в корне противоречит их базовому инстинкту – сохранению политической жизни и приумножению собственной власти. Даже Иисус Христос, решившись на самопожертвование, выходил из Гефсиманского сада в довольно мрачном расположении духа, хотя у него-то были все предпосылки верить в общий успех предприятия. При всем уважении, украинские политики по своим морально-волевым качествам не дотягивают до недавнего Именинника. Требовать от них взойти на Крест (или хотя бы на Кулювлоб) – занятие пустое. Другие у них планы. Не хотят!
Тем временем «низы» не могут пережить даже мысль о серьезных реформах. Тут сошлюсь на личный опыт: в ходе недавнего разговора (не застолья) с друзьями речь зашла о реформах. Дружно согласившись с их необходимостью, все начали перечислять, чего резать ни в коем случае нельзя. Список вышел обширным: армию (война же!), пенсии (и так ничтожные), медицину (может всем сразу на кладбище?), образование (с ним полная катастрофа), культуру (без культуры нет народа, все вышеперечисленное теряет смысл) и так далее и тому подобное – страшно важное и совершенно неприкасаемое.
Разговор, чтобы был ясен масштаб бедствия, шел не с пенсионерами, военнослужащими или школьными учителями, а обычными офисными сотрудниками – инженерами и разномастными менеджерами с высшим образованием и прочими атрибутами современности и успеха. Разумеется, выборка не претендует на репрезентативность, однако у меня есть подозрение, что убедить врача в необходимости прекращения госфинансирования его больницы или министра в бесполезности его министерства было бы еще сложнее.
Картина становится совсем уж безрадостной при взгляде на недавний опрос общественного мнения: 51 процент жителей Украины полагает, что реформы – это повышение пенсий и зарплат, а еще 31 – что это понижение пенсионного возраста. То есть нечто, прямо противоположное основному их смыслу! Люди, прикидывая на свою жизнь последствия возможных сокращений и урезаний, вполне обоснованно считают, что еще хуже жить просто не смогут.
Такие опросы, кстати, еще сильнее отбивают у «верхов» желание проводить настоящие изменения – ясно же, что потенциального реформатора ждет не риторическая, а вполне себе эмпирическая куля в лоб. От подобных дум лоб начинает чесаться, а мысль работать в таком направлении: «Как бы так сделать, чтобы реформы вроде как были, но на самом деле их не было?». Конечно, ответ на этот вопрос простым быть не может, но и сомневаться в изобретательности политиков, выкарабкавшихся на самую вершину, оснований нет – что-нибудь придумают.
Как бы оптимистично это ни звучало, но проблема налицо. Покойный Каха Бендукидзе еще в прошлом году говорил, что проведение коренных изменений, особенно урезание госрасходов вдвое – необходимое условие сохранения Украины как государства. Не доверять авторитету и компетенции этого человека ни малейших оснований нет, поэтому сейчас они звучат очень грозным предупреждением.
Впрочем, если бы на Печерских холмах кто-то действительно вслушался в это предупреждение и распустил бы для начала штук пять министерств, это, пожалуй, потянуло бы на самое настоящее рождественское чудо.
Да, и с праздником всех причастных!
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки