Новый год по-украински: как он отмечался в древности
Я уже писал о том, что праздновать начало года 1 января украинцы начали совсем не по велению Петра I, а на несколько веков раньше, так же, как и вести летоисчисление не со дня «сотворения мира», а от Рождества Христова. А вместе с тем в силу конфликта украинского православия с католицизмом украинцы руководствовались тогда (а в церковной жизни и сейчас) неточным юлианским календарем...
Вот поэтому и возник казус с так называемым «старым Новым годом» и древними народными традициями его празднования.
Новый год по юлианскому календарю приходится на два церковных праздника. 31 декабря установлен праздник в честь христолюбивой благочестивой знатной римлянки Мелании, которая жила в IV-V веках. 1 января - это праздник в честь Василия Великого (329-379 годы), архиепископа Кесарии Каппадокийской, что в Малой Азии. Церковные источники характеризуют его как аскета, богослова и ученого, автора кодекса монашеской жизни.
Сегодня, поскольку мы в «светской» жизни придерживаемся более точного григорианского календаря, «Маланка» или же «Меланка» (так издавна зовет народ этот праздник) приходится на 13 января, а «Василий» - на 14-е. Но так было не всегда. Скажем, в XVII веке расхождение между двумя календарями было меньше и так называемое «православное» (хотя сейчас большинство православных церквей мира отказалось от юлианского календаря в том варианте, в котором он существует у нас, и пользуется куда более точным Новоюлианским) Рождество приходилось на 4 января по действующему уже тогда григорианскому календарю, соответственно и Новый год - на ночь с 10 на 11 января...
Таким образом, в нашей стране 14 января - это сейчас первый день Нового года по «старому стилю». И на украинских землях, отмечу еще раз, Новый год зимой отмечают вот уже более 600 лет. Этнографы середины XIX - начала ХХ века зафиксировали традиции, сформировавшиеся за это время среди, так сказать, «простонародья» (об обычаях дворянства, шляхты - разговор отдельный). Важнейшие моменты традиционного новогоднего праздника, исходя из этих записей, это - ритуальный стол, щедрование и засевания (обходы домов с поздравлениями, пожеланиями), гадания, переодевания, веселье и забавы.
Канун Нового года своей обрядностью напоминает канун Рождества. Вечер в народе назывался щедрым или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где в отличие от Сочельника обязательно были и скоромные блюда. На Новый год так же, как и на Рождество, носили «вечерю», но на этот раз не родственникам и знакомым, а только сельской бабе-повитухе.
Накануне Нового года в крестьянском хозяйстве выполняли целый ряд ритуальных действий производственного характера (это так называемая «хозяйственная магия», распространенная у земледельческих народов). В этот день было принято приучать к работе молодых лошадей и волов - их впервые запрягали.
Характерной приметой новогоднего праздника в Украине было щедрование - церемониальный обход домов с пожеланием счастья членам семьи и расцвета хозяйства. Этот обряд имел радостное, оптимистическое звучание. Скажем, на Харьковщине утром 13 декабря с поздравлениями обходили дома отдельно мальчики и девочки (это называлось «меланковать»), а вечером с щедривками шли по селу взрослые девушки, пели:
Прилетіла ластівочка,
Сіла, пала на віконечко.
Щедрий вечір,
Добрий вечір,
Добрим людям
На здоров’я…
Новогоднюю ночь так же, как и рождественскую, считали волшебной, с ней было связано много поверий. Среди них - о том, что в ночь с 13 на 14 января «открывается небо» и у Бога можно попросить все, что угодно, или о том, что «вода в колодцах превращается в вино». К Новому году, как и к празднику Купала, приурочены украинские сказания и легенды о «горящий деньгах» и сокровищах. Существовали и определенные запреты. Так, у гуцулов в новогоднюю ночь не спали на печи, считая, что в эту ночь на ней танцуют Василий и Маланка.
Много разнообразных обычаев и обрядов связано с праздником Василия. Выразительный аграрно-магический смысл имело «засевание», «посыпание», распространенное не только в Украине, но и у восточных славян в целом. Еще до рассвета по селу ходили посыпальщики - мальчики 7-14 лет. В руках они носили сумки или рукавицы, наполненные зерном. Заходя в дом, посыпальщики осуществляли символическое посевание, говоря при этом:
Ходе Ілля на Василя,
Несе пугу житяную.
Куди махне – жито росте,
Вроди, Боже, жито, пшеницю
І всяку пашницю.
У полі ядро,
У домі добро.
У полі колосок,
А в домі – пиріжок.
Здрастуйте, з Новим годом,
з Василем!
Первых посевальщиков хозяйка сажала на пороге и разувала, чтобы «дома лучше куры неслись», а хозяин тем временем шел с кочергой к насесту и сгонял кур, чтобы «начинали скорее нестись».
Кроме индивидуальных, были и так называемые «товарищества». Они выбирали из своей среды старшего. На Черниговщине главного посевальщика сажали на скамью, приговаривая: «Сядь же у нас та посидь, щоб усе добре садилося: кури, гуси, качки, рої та старости!» Нередко юные посевальщики водили с собой еще и переодетого в козу «парня» с большими ушами, сделанными из колосьев.
Традиционное новогоднее поздравление было таким: «Сію, сію, посіваю, з Новим роком поздоровляю! На щастя, на здоров’я, на Новий рік! Щоб краще родило як уторік. Жито, пшениця, горох, сочевиця! Коноплі до стелі, а льон по коліна! Щоб хрещена голівка не боліла!»
Зафиксирован обычай, согласно которому первый посевальщик должен был обмолотить макогоном сноп ржи, стоявший в углу с Рождества. Это зерно давали курам - чтобы лучше неслись, или подмешивали к посевному зерну. Эта процедура имела выразительный аграрно-производственный характер. По окончании всех обрядовых действий хозяева угощали посыпальщиков, давали им яблоки, бублики, пирожки и другие лакомства, а часто и мелочь. Зерно, которое мальчики разбрасывали по дому, хозяйка не выбрасывала, а обязательно собирала и давала курам, чтобы лучше неслись, и другой домашней птице.
Так же, как на Рождество, на Новый год во многих уголках Украины повторялось магическое «устрашения» деревьев топором: дерева подвязывали соломенными перевеслами или, изредка, шерстью (в Карпатах). В некоторых обрядовых действиях наблюдаем элемент целесообразного, ведь утепление стволов соломой и костер в саду помогали фруктовым деревьям пережить зимние морозы.
Можно назвать еще много разнообразных обычаев и поверий, связанных с днем Василия в народном бытовом календаре. В этот день было принято поздравлять мужчин, которых звали Василий. На Закарпатье их трижды поднимали вверх. В некоторых регионах Украины в день Василия парни засылали сватов, надеясь на хорошие результаты в Новом году (магия первого дня). А свадьбу можно было играть только после святок, когда начинался новый брачный период, продолжавшийся до Масленицы.
А еще интересно, что в древние времена украинцы не знали мифологического персонажа, символизировавшего Новый год, подобного Пер Ноэлю или Санта Клаусу. В украинских сказках и демонологии встречается такой фольклорный персонаж, как Мороз, Морозко, Морозенко (старый лысый дед с большими красными губами, ледяными сосульками под носом), однако его не связывали с Новым годом. Вплоть до ХХ века, до Сталина и Постышева...
Но так или иначе нынешний Дед Мороз - уже не тот неутомимый проводник «политики партии и правительства», которым он предстал в 1930-40-х. Поэтому, очевидно, и дальше он будет сосуществовать с другими рождественскими и новогодними персонажами. А вот переход православной и греко-католической церквей на новоюлианский календарь, как это сделало большинство православных патриархатов, включая Вселенский, кажется необходимостью. Как с точки зрения гражданской, так и с религиозно-христианской. Негоже, когда подавляющее большинство украинцев, считающих себя верующими, вместо того, чтобы придерживаться хотя бы в главном Рождественского поста (а он так же, как и каждый пост, касается прежде всего не еды, а очищения духа от повседневной суетности для постижения Вечного), дружно грешат, учат этому своих детей - и не каются.
Типичный случай массовой «двойной морали» значительного количества украинских граждан, когда люди в одних ситуациях действуют как верующие христиане, а в других - как ожесточенные атеисты, не видя в том большой беды. А вдобавок, если Бог является Творцом Вселенной, то игнорирование астрономического, «звездного» календаря, как это происходит в случае пользования устаревшим и введенным еще до Рождества Христова юлианским календарем, является откровенно антихристианским актом.
Так, может, и украинцам следует принять во внимание позицию Вселенского и других патриархатов? И, возможно, стоит изучить опыт перехода на новоюлианский календарь, скажем, в Болгарской Церкви? Там несколько десятилетий верующие приходили в храмы отмечать Рождество дважды: младшие - 25 декабря, старшие - 7 января. И в конце концов все стало на места. Может, и у нас когда-то традиционные новогодние обряды будут сопровождать, как и было задумано, именно Новый год?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки