MENU

Кровь неусвоенных уроков. Почему нужно учить историю

2644 5

Афоризмы о пользе знаний своего прошлого, увы, остаются словами на бумаге, поверх которых чиновники пишут свои бюрократические сентенции об истории, как второстепенной науке. Зачем программисту изучать Батуринскую трагедию, пусть лучше копается в Яве или Фортране? Как пригодятся сведения об УНР будущему инженеру-электрику РЭС? Понадобится ли технологу, стоматологу или геологу украинский мартиролог? Такими «рациональными» вопросами задаются штурманы украинского образования, направляя свой корабль на рифы, которые не разглядишь в бинокль утилитарного мировоззрения.

Не стану повторять банальности о стрельбе в прошлое из револьверов, и о жизни, которая учит даже не способных усвоить. Для практиков, которыми стараются быть наши чиновники, и доводы лучше привести практические. Почему украинскую историю следует учить не только в вузах, но и везде, где готовятся кадры для национального менеджмента, в любой из его сфер, даже на уровне завгаров.

Мы ведь не знаем законов метаморфоз, что превращают вчерашних технарей в людей, выделяющих деньги на образование и науку. Сегодня такой деятель бегает с зачеткой по нархозу, а завтра становится у руля страны. Вспомним «профессора» Януковича. Будь у него хоть элементарные знания об истории Украины, наверняка бы, реакция на вызовы времени оказалась не столь примитивной.

Если фундамент исторических знаний изначально заложен кривым, то потом его поздно исправлять, и самообразование руководителей дорого обходится подчиненным. Например, был в Одессе мэр, который свои заблуждения в истории и языкознании превратил в общегородскую рекламную компанию.

Остатки мэрской политики, все еще свисают с местных «плоскостей» наружной рекламы, напоминая горожанам, что их деньги потрачены в ущерб — стране, бюджету и здравому смыслу. Конечно, все произошло не только из-за пробелов в знаниях. Но если у человека история КПСС засела в голове единственной связью с прошлым, то трудно его свернуть с намеченной скользкой дорожки.

Случай с Путиным убедительно доказывает: чиновников допускать к руководству страны следует так, как и водителей к рулю автомобиля. Пусть сначала сдают элементарные гуманитарные правила, плюс устройство страны, а потом уж «царствуют во славу».

История — именно такие универсальные знания о традициях, культуре и опыте жизни. Не надо на нее смотреть, лишь как на предмет изучения и путать со «скрепами», которые выдумываются в Москве ради возвеличивания доминирующего этноса. Она — не наука пыльных архивов.

В широком смысле история — общественный договор о единых идеалах и ценностях нации. По этому договору мы соглашаемся признавать общих героев и скорбеть по общим жертвам. В девяти случаях из десяти, источником разногласий между людьми служат извращенные и скудные знания о нашем прошлом.

Когда я пишу эти строки, на моей информационной ленте в Facebook отражается полемика следующего содержания. Один из сотрудников областной администрации написал, дескать, хотел бы видеть большой памятник Бандере с москалем зажатым в руке. Тут же человека обвинили в разжигании межнациональной вражды. Обвинили неучи, те, кто не понимает самого значения и контекста определения «москаль» в украинской истории. Ведь так у нас называют не русских людей, а солдат империи, стражей деспотического режима. Москалями могут быть и украинцы, каким не по своей воле стал на некоторое время и Тарас Шевченко. Вспомним, как он написал о мальчишеской судьбе:

«Що він не знатиме, де дітись

На сім широкім вольнім світі,

І піде в найми, і колись,

Щоб він не плакав, не журивсь,

Щоб він де-небудь прихиливсь,

То оддадуть у москалі.»

Сколько таких смысловых разночтений в нашем обществе, где знаковые события, выдающиеся имена и термины украинской истории либо извращены до неузнаваемости, либо намеренно вычеркнуты, либо опорочены. Я знал одного отставного полковника, который всю жизнь прожил в Украине, считая слово «вуйко» оскорбительным. Здесь не просто пробелы в знаниях фонем, а нечто большее. Жизнь прошла без соприкосновения со страной. Полковник не снял лейтенантский скафандр. Таких людей, изолированных от реальности в своих футлярах заблуждений — полно.

Человек, не считающий Голодомор национальной и личной трагедией, черств душой и опасен нравственным изъяном, ведь готовность убивать вырастает из притупленного сострадания. А что побуждает нас к сопереживанию? Сначала информация, затем формы ее эмоционального воплощения. Представим себе человека, который, каким-то фантастическим образом, стер из памяти события 2014—2015 годов. И вот он, в недалеком от нас будущем отправляется в Москву по делам. Что ждет его, не подозревающего о существенном изменении реальности? Конечно же, большие неприятности.

И наши нынешние беды тоже связаны с потерей памяти о событиях минувших веков. В 2013-м мы не помнили об уроках поражений прошлого и не представляли, откуда исходила угроза независимости Украины в XX веке. Теперь не усвоенные уроки повторяем, оплачивая науку слезами и кровью.

«Кто ж знал, что они здесь натворят?» — причитает женщина, потерявшая под Донецком кров и родных. На риторический возглас горя, увы, можно ответить. Знали те, кто помнил о Батурине, о рейдах генерала Прозоровского, о Крутах, об акциях НКВД по селам, о Норильском восстании. Знания умножают печали, но спасают жизнь.

Нет, нельзя отказываться от широкого использования исторического предмета. Поздно уже, по примеру канадцев, тестировать багаж знаний всех, получающих гражданство. У нас оно приобреталось формально. Но заложить новые правила пора. И самое время по-новому посмотреть на критерии профессиональной пригодности. Мы можем и должны унифицировать историческую науку в подходящие для современной жизни опорные сигналы. Пусть в школах и вузах изучают прошлое в хронологической последовательности. В других институтах: армии, МВД, СБУ, системе подготовки чиновников и управленцев должны существовать адаптированные к профессиональному профилю исторические курсы. Ведь наше прошлое многогранно и состоит не только из ореолов вокруг личностей И.Мазепы, М.Грушевского, С.Петлюры, С.Бандеры. Есть еще удивительные открытия, подвиги и свершения. Мало, кто знает, что украинский газ 40 лет грел жителей СССР, что наши технологии разведки нефти до сих пор работают в России, что авиация СССР начиналась с наших КБ, что в свержении коммунистической системы мы сыграли не меньшую роль, чем все диссидентство России. Словом, «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Если, конечно, можно назвать мудрецами людей, которые исключают цементирующий раствор из списка материалов строительства государства.

Александр ПРИЛИПКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини