MENU

Экономическая политика НБУ: к вопросу об ответственности

861 2

Когда-то немецкий философ Иммануил Кант сказал, что события прошлого понять легче, чем трезво оценить события настоящего. В ХХ в. ему вторил французский философ Мишель Фуко, сказавший, что понять, что происходит «здесь и сейчас» является самой сложной задачей в анализе общества. Легче даже предсказывать то, что будет.

Это связано с тем, что мы не находимся в позиции внешнего, независимого наблюдателя, а пребываем внутри событий, сами являемся активными субъектами истории, творящими социальную реальность. Для познания же наличного извне, необходимо то, что Пьер Бурдье называл «двойной объективацией»: субъект наблюдает за объектом, но второй субъект наблюдает за первым субъектом.

События, которые происходят в Украине в данный момент, казалось бы, зацепили всех: от простых рабочих до представителей власти. И с этим утверждением действительно можно было бы согласиться, если бы мы не наблюдали предательства национальных интересов в разных сферах: политика, экономика, культура, наука.

В данный момент действительно сложно разобраться, кто конкретно виноват во внутренних проблемах нашего государства (помимо внешней агрессии), так как мы находимся в этом моменте – здесь и сейчас. Но это не значит, что мы должны отказаться от каких-либо попыток понять происходящее и поверить сугубо тому, что говорят нам представители власти.

Власть всегда говорит то, во что, по ее мнению, должны верить люди. Но мы – свободный народ, и мы это доказали, а посему мы при оценке ее действий должны исходить не из заявлений ее представителей, а из конкретных фактов. Как, например, можно оценить с точки зрения достоверности недавнее выступление Валерии Гонтаревой в Верховной Раде? Последней было сказано немало фраз, вроде и имеющих отношение к экономике, но в целом – не совсем к украинской. Сыпалось множество микро- и макроэкономических терминов, давались оценки, прогнозы, говорилось о валютном курсе, которого по факту нет, и т. д.

Тем не менее, что бы она не говорила, мы, в первую очередь, должны оценивать факты. В данном случае – это акты деятельности нынешнего руководства НБУ и последствия этих актов. И здесь, несмотря на то, что мы, возможно, и не являемся по образованию экономистами, очевидна неутешительная картина.

Сначала пришел валютный хаос: инфляция гривны привела не только к ее падению на международном валютном рынке – в стране фактически образовалось четыре курса (официальный курс НБУ, межбанковский, курс коммерческих банков и курс «черного рынка»). Вследствие спекуляций, люди теряли заработки, обменивая валюту по низкому курсу и покупая по высокому. Участились случаи покупки фальшивых денег, которые так часто встречаются на «черном рынке».

Закономерное следствие неадекватной валютной политики. Кроме того, за прошлый год, на поддержку государства ушло 64% всего золотовалютного резерва Украины. Достоверно до сих пор неизвестна целесообразность трат такого уровня: в НБУ официальных комментариев касательно своих действий до сих пор не дали.

Что же произошло сегодня? По сегодняшним данным, опубликованным МВФ, Украина в связи с экономическим кризисом и сложившейся ситуацией на Востоке страны приостановила продажу своего золотого запаса. Данные были также опубликованы во множестве аналитических материалов, как отечественных, так и зарубежных. И вот забавный факт: по данным МВФ, в октябре 2014 года НБУ продал около 16 тонн золота, в ноябре эта цифра достигла 33-35% всего золотовалютного запаса Украины. Тогда руководство Нацбанка объяснило, что продажа золота была связана с «оптимизацией структуры международных резервов» Украины. А сейчас продажа золота прекратилась. Чем же упомянутый факт забавен?

Если мы взглянем на цену за грамм золота в октябре 2014 года на официальных правительственных порталах (и на других сайтах), мы увидим среднюю цифру 590-650 грн./г. Нынешняя цена достигает 900 гривен за грамм (по факту же – вплоть до 1000). Что это значит? Это значит, что когда цены на рынке ценных металлов низкие, Гонтарева распродает золотовалютный резерв (ЗВР) населению и коммерческим банкам, когда же цена растет (по сути, без малого в два раза), - продажа золота полностью прекращается.

А ведь продав хотя бы 3 т (из общего запаса в 23,64 т) сейчас, Нацбанк мог бы получить выручку, эквивалентную почти выручке за 5,5 т в октябре. Конечно, можно пенять на то, что нельзя было достоверно предсказать цены на золото сейчас, но для этого и нужны финансовые аналитики и эксперты. Для этого, а не для того, чтобы красоваться на телевидении и бросать пустые бессмысленные фразы с имманентным самоопровержением, на случай, если прогноз не оправдается.

В сухом остатке наблюдаем следующее: упомянутая «оптимизация» Нацбанком (без адекватных объяснений того, чем является эта оптимизация и зачем конкретно она нужна) привела к потере государством внушительной суммы денег в бюджет, которые сейчас важны для государства. Кроме того, часть денег могла была бы быть выделена на скупку золотого лома у населения для переплавки его в слитки, результатом чего стал бы рост ЗВР. Как мы видим, эти меры предприняты не были.

Выходит, что от простых граждан Украины власть требует «затянуть пояса» и подготовиться к «сложным временам». Веерно отключается электроэнергия, вводятся новые налоги, падает уровень жизни населения за счет роста цен (в данный момент, отметка роста цен на продтовары по сравнению с 2013 годом достигла ~32%), схлопывается рынок труда, заморожены зарплаты сотрудников государственного сектора экономики…

Да, все это – меры экономии, строгой экономии, как, вроде бы, и должно быть в трудные времена. Но ведь государство обязано делать шаги «навстречу» населению в рамках провозглашенной им же стратегии! И эффективные меры по наращиванию ЗВР, знание, когда необходимо продавать его, а когда ограничивать продажи, являются не менее важными шагами такого рода.

Продажи ЗВР сейчас, исходя из цен на рынке золотовалютных металлов, поспособствовали бы укреплению гривны, укреплению государственного бюджета, стабилизации ситуации на валютном рынке, росту доверия к Нацбанку и к власти в целом.

Скупка золотого лома у населения и другие меры по наращиванию ЗВР (например, наращивание резервных активов в иностранной валюте и ценных бумагах, а также неприменение золотого резерва в социальной, сырьевой и производственной сферах) укрепили бы золотой резерв Украины до востребования его или для применения в качестве неотложных «реанимационных» мер в случае ухудшения экономической ситуации в государстве.

Конечно, ЗВР не является всецело залогом «здоровья» гривны – немалую роль здесь играет насыщенность внутреннего рынка товарами и «здоровье» рынка труда, конкурентоспособность нац. валюты и ее внешняя конвертируемость, равно как и состояние национальной экономики в целом. Тем не менее, в нынешнем положении ЗВР Украины играет не меньшую роль, а руководство НБУ несет за него прямую ответственность. И, как можно увидеть, с этой ответственностью в данный момент оно едва ли справляется.

Евгений БАШИНСКИЙ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини