Мочанов: Во внутренней политике мы ставим интересы, а во внешней - принципы, а должно быть наоборот
С известным общественным активистом, волонтером, музыкантом, гонщиком и плодотворным блогером Алексеем Мочановым встретились и побеседовали журналисты Константин Николаев и Наталья Устьянцева. В разговоре было и о президенте-"Моисее", крестике на Кличко, наших с русскими адских котлах и даже об изжоге. А начали с риторического вопроса времен позднего Ющенко
- Разве «за це ми стояли на Майдані»?
- На нем был разный народ: одни приходили на концерты Вакарчука, другие - ради фото в Инстаграме, кто-то - за вилы Ляшко, с помощью которых он собирался вернуть Крым, еще кто-то - покричать «ура», когда Булатова делали министром спорта... Майдан был разным. Самый молодой мальчишка, погибший на нем, пробыл там всего два часа. А можно было отстоять все три месяца без единой царапины, как я...
Но есть и другой аспект. Те, кто вывел народ на Майдан, думали, что нельзя обмануть такое количество людей. А оказалось, можно. Просто большую часть восставших не устраивала система, а тех, кто этим всем рулил - меньшую часть, - не устраивало, что в этой системе нет их фамилий. Вот и все.
Мне кажется, что украинский народ проходит сейчас тяжелый, тернистый путь. Примерно такой, какой прошли евреи, когда 40 лет ходили по пустыне. Не обязательно, конечно, по пустыне. Это просто образ лишений, мучений, терзаний, в результате которых происходит понимание, кто ты на самом деле. Каждая страна за свою свободу заплатила кровью. Украина платит сейчас.
Уверен, если бы в 1991 году мы не получили независимость, просто поменяв один флаг на другой, то все для нашей страны могло сложиться иначе. И я до сих пор считаю, что СССР просуществовал 70 с лишним лет по той причине, что состарились последние люди, которые могли взять в руки оружие (или палки) и защитить его. А молодежь в это время уже четко была воспитана на позициях эпохи потребления.
- То есть внуки-фарцовщики победили своих дедов? И можно ли в контексте 40-летнего хождения евреев по пустыне Порошенко считать Моисеем?
- Да, фарцовщики победили дедов. А что касается Порошенко, то он, конечно,хочет быть президентом-миротворцем. Но для этого нужно иметь железные яйца, волю и самое главное - команду людей, которые ведут к светлому будущему. В этом очень многие сомневаются, потому что он не озвучивает, как он это будущее видит. И конечной цели у Порошенко, мне кажется, нет. Я, возможно, скажу парадоксальную вещь, но, на мой взгляд, нужно ввести в законодательство статью о запрете борьбы с коррупцией. Потому что сейчас страну в ее границах держат только коррупционные связи. И борьба с ними - это покушение на территориальную и государственную целостность Украины... В каждой шутке есть доля шутки, конечно.
- Многие приводят в пример Сингапур, где Ли Куан Ю поборол коррупцию якобы с помощью нехитрого способа посадки своих ближайших трех родственников...
- Я разговаривал с Порошенко по поводу серьезности его намерений борьбы с коррупцией, и он абсолютно честно и искренне сказал, что готов брата своего посадить. Но все дело в том, что брата у Петра Алексеевича нет. Очень легко сказать, что готов отрубить себе палец, если у тебя нет руки. Вопрос же не в том, чтобы посадить маму, папу и старшую сестру, а в том, чтобы создать единые и обязательные для выполнения правила игры для всех украинцев.
- Но ведь нет понятия «всех украинцев». Доказано войной...
- Знаете, в свое время, когда первые «мерсы» приехали во Львов, они были с польскими номерами. Когда первые «мерсы» зашли в Ворошиловград (тогда он еще не был Луганском), они были с российскими номерами. Соответственно люди на Луганщине смотрели в сторону Ростова, люди на Львовщине - на Варшаву. И друг к другу в это время они стояли задницами.
И политики очень четко понимали, что нужно сделать все, чтобы эти люди не развернулись, не начали разговаривать, не начали находить общие темы и не снесли к чертям собачьим все, что творилось. Очень грамотно закидывали языковую проблему, кто гуцул, кто не гуцул, кто с Закарпатья, кто с Донбасса. И это все накапливалось. Сейчас уже выросло целое поколение, которое воспитывалось именно на этих позициях. Во всем мире как: неважно, на каком языке говорили и жили твои предки, важно, в какой стране и на каком языке будут говорить твои дети. А у нас все по-прежнему. Это дурная система воспитания. И я не уверен, что Порошенко с этой дуростью справится.
- Возможно ли в свете последних событий, чтобы украинцы от Львова до Луганска повернулись друг к другу лицом?
- Не знаю, но чем дальше, тем страшнее. Я прекрасно понимаю, что единицы из тех, кто побывал в АТО, захотят когда-нибудь вернуться в Изюм порыбачить. Эти люди «наелись» тем, что там происходит.
Очень много будет зависеть от того, как себя поведет местный люд. Потому что, чего греха таить, большинство из тех, которых не устраивало что-либо там, выехало. Начиная с девчонок, которые ныне здесь либо учатся, либо работают в стрипбарах, заканчивая пацанами, которые ведут бизнес.
Причем в Луганске будет покруче, чем в Донецке. Там народ посуровее, мужики пожестче. Насколько я слышал (возможности побывать там не было), в Луганске крепко все развалено. Мне кажется, что мы этот кусок если и не потеряли, то возвращаться туда и находить общий язык будет очень сложно.
- Нет ли ощущения, что Бог действительно наказал украинцев государственностью, за которую они так разноуспешно борются?
- Мы не наказаны государственностью, мы наказаны дураками внутри своего государства. «Демократия - это нелепое стечение обстоятельств, когда мнение двух идиотов перевешивает мнение одного умного человека». Все хлопают в ладоши и говорят: как же это правильно сказано! Но как только уточняешь, что фраза принадлежит Гитлеру, все смущенно умолкают...
Самая большая проблема в том, что власть в основном апеллирует к низшим слоям населения, которых больше и которые избиратели. И это удобно: они избирают, и их же затем грабят. Вместо того чтобы попытаться наладить диалог с представителями небольшой и нежирной прослойки среднего бизнеса, которые дают работу, обеспечивают рабочие места, которые действительно неглупые люди. И которым не впаришь, что вилами можно вернуть Крым.
Проблемы в Украине существуют не только в сфере политики. У нас отсутствуют репутационные потери. Например, в итальянском ресторане, если съешь карпаччо и попросишь после этого латте, тебе итальянец скажет: «Эй, ты только что ел сырое мясо, выпьешь молоко - и начнется изжога. Ты выйдешь, будешь держаться за живот и всем рассказывать, что ел в моем ресторане. И ко мне больше никто не придет!» Это элементарный пример. Я пытался его как-то объяснить Петру Алексеевичу. Он меня, к сожалению, так и не понял.
Вот почему Янукович - гад? Потому что набрал донецкое кодло, затащил в парламент своего сына, усовершенствовал кучмовскую систему «снизу вверх». Так вот, в числе первых трех претензий всегда прозвучит, что Янык затащил своего сына в парламент. И нужно было удариться головой о грабли раз 50, чтобы Порошенко тоже затащить своего сына в парламент.
Возможно, Алексей пользуется в Виннице каким-то авторитетом, возможно, он неглупый парень, но если твой отец президент страны, ты не можешь быть в его блоке депутатом! У Байдена сын сейчас в совете директоров одной из компаний. И он не может попасть на госслужбу, потому что его отец - вице-президент США.
Меня до сих пор удивляет, почему украинцы за границей, зная о большом штрафе и неминуемом наказании (например, в Германии), ведут себя как паиньки, даже когда напьются. Ведь видят, что работает. Почему же не приехать сюда и не вести себя так же, призвав к этому и власть?! Или, например, потребовать, чтобы не было депутатского зала в аэропорту. Я не представляю себе, чтобы в аэропорту Франкфурта был такой зал. Там есть лаунж-комната для владельцев золотой карты, например «Люфтганзы». У нас же залы для владельцев других золотых карт...
Есть хороший анекдот. Идет экскурсия по аду, стоят котлы, один закрыт крышкой. У экскурсовода спрашивают: «Почему крышка закрыта?» - «Там евреи, - отвечает, - народ такой: если один вылезет, то остальных за собой перетягает». - «А рядом котлы почему не закрыты?» - «В одном немцы. Они законопослушные, мы линии нарисовали, написали не перелазить, они и не перелезут. А этот котел с русскими. Они до такой степени бухие, что даже не поняли, что в аду, думают, они в Челябинске. А в четвертом котле украинцы. За ними следить не нужно. Если кто и попытается вылезти, остальные его обратно затянут». К сожалению, история показывает, что за соотечественников стыдно. Даже в аду.
- Нет ощущения, что в украинском (и, возможно, русском) котле градус кипения в недалеком будущем достигнет предела? Или наши адские ребята будут вновь ждать выборов?
- Не знаю про русских, но ситуация в Украине накаляется так, что до выборов можно и не дотянуть. Порошенко, конечно, не закончит так, как Хусейн. Тем более, он явно этого не заслуживает. Помню, мы две недели убеждали его, что когда по стране идут веерные отключения и дан приказ на всем экономить, нужно вырубить иллюминацию на киевской фабрике «Рошен». Петр Алексеевич отвечал: «Леша, ну пойми, энергозатратность иллюминации - всего лишь 0,2%». А я ему: «Проблема в том, что в пресс-службу вы берете либо своих людей, либо откровенных дебилов. Почему не сказать, что, мол, мы подарили стране столько-то шоколадок, заплатили столько-то налогов. И мы хотим, чтобы люди почувствовали праздник, это вам ничего не стоит, а мы за это еще и платим!» Власть - это же не то, что делают, власть - это то, что люди узнают о том, что сделано»... Иллюминацию, правда, в конце концов отключили.
Самая главная проблема Порошенко сейчас - это полное отсутствие внятного общения с людьми. С помощью той же пресс-службы. У него есть замечательный журналист, один из лучших телевизионщиков Святослав Цеголко, который стал его пресс-секретарем... и просто пропал. Он ведет на «Фейсбуке» какую-то страничку, полупустую. Скоро котиков, наверное, начнет постить...
- Вам не кажется, что в Порошенко побеждает больше бизнесмен, чем президент?
- В нем не бизнесмен побеждает, а политик проигрывает. Потому что у каждого человека есть предел своей компетенции. Если я один из лучших водителей в Украине, и это можно подтвердить кучей моих достижений, то это вовсе не значит, что я стану хорошим министром транспорта или даже директором автопарка.
- Кстати, есть мнение, что в лице Ющенко Украина потеряла толкового главу Нацбанка и приобрела очень плохого президента...
- Я не знаю, каким Ющенко был главой Нацбанка, но человеческие качества его за гранью добра и зла. У Гитлера ведь тоже, наверное, был неплохой глава Нацбанка, но это была общая нацистская кухня. У нас любой президент переживает о своих детях. Сейчас это Леша, до этого были Саша с Витей, до них Андрюша. И когда Ющенко вместо того чтобы поставить сына на место, сказал журналисту Лещенко (кстати, столь не любимому мной) то, что сказал, - говорить больше с Ющенко было не о чем. И не о ком.
Мы все время выбираем каких-то странных людей. Вот, например, Виталий Кличко, хороший спортсмен, хороший мужик, мы долгое время с ним общались. До апреля. Пока я не написал открытое письмо, краткое содержание которого было следующим: «Виталий, ты мне обещал идти в парламент, потом в президенты. Я за тебя в избирательном бюллетене поставил крестик. У нас с тобой был договор заключен. Вместо этого ты уходишь из парламента в мэры, т.е. контракт между мной и собой ты полностью нарушил: обещал одно, сделал другое. И поэтому я как избиратель уже ставлю на тебе крестик».
У нас люди не понимают, что выбирать надо не симпатичное лицо, не физически здорового человека. Черчилль был один из самых нездоровых политиков, что не помешало ему стать Черчиллем. Люди не понимают, что выбирать надо функцию, а не человека. В США главу государства обезличено называют «мистер президент», а не Рузвельт или Обама.
Петр Алексеевич наивно думает (и, к сожалению, в Украине это работает), что во время войны можно спокойно с семьей одеться в вышиванки и снимать ролики с рождественскими колядками. Дорогой вы наш, не надо показывать свою семью, расскажешь потом о них в своих мемуарах! Сейчас идет война. И во время нее ты не Петр Алексеевич и даже не «мистер президент», ты - Верховный главнокомандующий!
Успех в политической жизни не означает, что ты станешь мэром или президентом. Но в Украине это именно так. Как на личном, так и партийном уровне.
Хотя и партий у нас как таковых нет, скорее, бизнес-клубы по интересам. И названия у них странные. Вот, например, Партия регионов. Это регионы друг за друга, одни регионы против других или все против Киева? Или была такая «Наша Украина». Если я не в ней, то значит, я не «ваша Украина»? А если это так, то в гробу я видал Украину в том виде, в котором вы ее видите. И куча подобных вещей.
Недавно новую моду ввели: приглашать из-за границы экспертов, специалистов, министров. Нужно туда ехать, учиться там, проходить практику, как это делают китайцы в том же Гонконге или Сингапуре. И возвращаться сюда уже другими людьми. Потому что если я приеду в любую карпатскую деревню, где ездят на телегах, и проведу полутарочасовую лекцию о «мерседесе», а потом уеду на нем, они только возле меня сфотографируются и через полчаса вообще забудут, зачем я приезжал.
Вопрос второй, очень важный: у нас страна глубоко больна, потому что во внутренней политике мы ставим интересы, а во внешней - принципы, а должно быть с точностью наоборот. Если нам надо сейчас отвернуться от Европы и повернуться к новозеландским рынкам, надо смело поворачиваться. Потому что это выгодно. Но нет! Во внешней политике у нас принципы, и ради них будем в Берлине кресла в электричках протирать. А если нужно - и сдохнем ради этих принципов и электричек! А здесь, внутри Украины у нас именно интересы. И потому Украина - это страна, где одним местом на заборе слово «мел» пишут. Во всем мире наоборот, а у нас именно так. К сожалению...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки