Может ли Россия жить, как Европа?
Когда речь заходит об альтернативе нынешней дороге в никуда (конечно она не в никуда, а очень даже в "куда", но не буду о грустном), более-менее нормальные, более-менее приличные люди с более-менее сохранным интеллектом и более-менее развитыми этическими и эстетическими чувствами с ответом не задерживаются. Европейская Россия. Вот даже движения пытаются создавать – вроде "Западного выбора".
Других альтернатив не то, что нет, но они настолько нелепы, что о них и говорить как-то неловко. Ну, нельзя же серьезно обсуждать, например, такую близкую сердцам многих наших пассионариев идею "православного талибана". Общество 21-го века может жить по законам 10-го (или 15-го, или 19-го, или даже 20-го века) только в одном случае – если оно отказывается идти вперед и согласно занять место на обочине истории – где-нибудь рядом с Саудовской Аравией.
В общем, в идеологическом арсенале оппозиции кроме европейского выбора России за последние 25 лет так ничего и не появилось.
И здесь возникает вопрос. А в какой мере эта идея реализуема? Ведь мало ли у кого какие идеи бывают. Одному хочется одного, другому – другого. Но не всё же, что хочется, можно сделать. Вот кому-то очень хочется Луну с неба. Ну, и что?
Может ли Россия жить, как Германия? Или – как Англия? Оно, конечно, кому-то этого очень хочется. Да, я бы и сам не отказался: со всеми европейскими проблемами, всё лучше, чем мы живем. Но возможно ли это?
Чтобы ответить, нужно понимать, на чем стоит западная жизнь – что в фундаменте? В фундаменте несколько сразу же заметных вещей. Среди них есть и те, что у всех на языке – разделение властей, независимые суды, демократия, личные свободы и т.д.. Всё это, казалось, бери и импортируй вместе с мерседесами и сникерсами.
Но ведь среди краеугольных камней западного общества есть и другие. Ценности работы и заработка. Гражданское неравнодушие. Стремление к порядку и упорядоченной организации общественной жизни. Уважение к закону. И многое другое.
Что из этого можно перевезти в Россию? И сколько времени уйдет на перевозку? Оптимисты-романтики такими вопросами просто не задаются. Оптимисты-реалисты отвечают – несколько поколений. Не уточняя – сколько это именно, "несколько".
За обеими оптимистическими позициями стоит одно и то же "Если нельзя, но очень хочется, то можно". Когда же более-менее вдумчивый оптимист над своим "очень хочется" поднимается, то видит, что "нельзя" значит "нельзя". И в 99 случаях из 100 превращается в пессимиста – ничего не получится.
Потому что не надо быть специалистом в глубинной психологии народов, чтобы понять, что устроены мы с европейцами совсем по-разному. И зажить как в Германии поэтому не можем. Да, что там мы! Посмотрите на немцев Восточной Германии, пробывших под нашим культурным влиянием всего каких-то сорок пять лет. И им очень непросто "вернуться в Европу". Ну, ладно немцы ГДР. Допустим, их испортил социализм. Посмотрите на греков. У этих социализма не было. Но и они ведь не европейцы. Совсем не европейцы. При всей демократичности политической системы, независимости судов и так далее.
Обычно оппоненты в этот момент приводят в пример Японию. Но и Япония, и "драконы" вовсе не "дальневосточная Европа". Это догоняющие лидера страны – каналы распространения культурного влияния Запада на огромную часть культурно-исторического мира, которую можно было бы назвать "Китайским цивилизационным пространством". Россия тоже довольно долго в 18-м и 19-м веке шла по аналогичному пути, распространяя то же самое европейское влияние на северную часть Азии. Но Европой не стала.
Почему? По двум причинам. Потому, что не могла. И потому, что не хотела. Не могла из-за другой, не европейской психической конституции – иного устройства души и, в частности, другой программы жизни и развития. А не хотела, потому что хотела другого – хотела эту самую свою программу реализовывать. Что это за программа – понимала очень смутно. Как ее реализовывать – еще смутнее. Поэтому и брела как в потемках, то и дело спотыкаясь и разбивая то коленку, то лоб...
Что всё это означает практически? Что нужно забыть про Европу и искать мифический "особый путь"? Нет. Про Европу забывать нельзя. Мы недоучились у Европы и доучиваться нам необходимо. И прежде всего двум вещам: а) уважению к индивиду и б) умению организовывать свою жизнь. И здесь нам понадобятся и свободы, и независимые суды, и многое другое.
Но это доучивание не может стать ни самоцелью, ни главной нашей целью. Потому что главная наша цель – это переход от грез о мифическом особом пути к поиску реального своего пути. Который в чем-то, конечно, будет особым и даже уникальным. А в чем-то – и не столь уникальным.
В будущее не идут по проторенным дорожкам. Дорогу в будущее нужно прокладывать.
Как когда-то это сделала Европа.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки