MENU

Грузия превратится в страну, которая ищет пути развития - Портников

1129 1

Ожидавшееся поражениепартии Михаила Саакашвили напарламентских выборах – каждый, ктопобывал накануне этого голосования вГрузии с открытыми глазами, прекраснопонимал, в чем может состоять сутьнедовольства властью – вызываетискреннее изумление у тех, кто реалистичномувосприятию процессов, происходившихв этой бывшей советской республикепредпочитал романтическоеописание грузинских реформ.


Примернотакже многие российские или польскиежурналисты, с энтузиазмом следившие запроисходящим в нашей стране после 2004года и предпочитавшие не замечать того,что им не нравится, изумлялись победе Виктора Януковича на президентскихвыборах и – что самое главное – скоростной«советизации» страны. Но мы-то, живущиездесь, прекрасно понимаем, что и почемупроисходит. И грузины, не читающие книжеко том, почему у них получилось, но живущиев Грузии, тоже прекрасно понимают, чтоу них происходит.


Яне собираюсь отрицать изменений,происшедших в Грузии в годы, когдаее президентом был Михаил Саакашвили– не замечать их не может только слепец.Управлявшаяся криминализированнымикланами нищая страна превратилась вгосударство, в котором, по крайней мере,можно жить. Другой вопрос – как, на какомуровне.


Грузия– это не только проспект Руставели. Загородской чертой центра Тбилиси, заобразцово-показательными улицами центраБатуми или Сигнахи изменения отнюдь нетак заметны. Но и там, куда так любятсегодня возить туристов и журналистов,декоративность не просто очевидна –она бьет в глаза. Наверное, если бы напарламентских выборах в Грузии голосовалибы гости батумских отелей или участникижурналистких поездок, партия Саакашвилипобедила бы. Но в Грузии голосуют грузины.


Иэто – ответ на вопрос, почему благополучныйпроспект Руставели оказался – да и напредыдущих президентских выборах ужебыл – главным оппонентом МихаилаСаакашвили. Да потому что в столицезапрос на свободу всегда иной, чем впровинции – это доказал и Киев с егоМайданом, и Москва с Болотной, да иТбилиси времен свержения ЭдуардаШеварднадзе. Саакашвили – при всехразговорах о демократии – строилавторитарноегосударство, вся власть в которомпринадлежала самому президенту и узкойгруппе его соратников.


Мы можем,конечно же, не вспоминать – ну неприятнонам – как разгонялись выступлениягрузинской оппозиции. Мы можем забыть,что происходило в Грузии с оппозиционнымителеканалами. Мы можем сделать вид, чтоэтого не было, тем более, что тогдаСаакашвили пользовался безусловнойподдержкой большинства своих сограждан.Но такая поддержка не может быть вечной– авторитарное правление закрыто длядискуссий, для реальной работы надошибками и рано или поздно разочаровываетсограждан.


Авторитарныережимы правят десятилетиями именнопотому, что с этими самыми согражданамине считаются и их голоса не считают.Главное правило авторитаризма – никогдане проводить настоящих выборов. Ноименно этого Саакашвили и не мог себепозволить. Честные выборы – это то, чтопозволяло ему продолжать сотрудничествос Западом, то что давало возможностьамериканским и европейским политиками дипломатам закрывать глаза на авторитарныетенденции, презрение к оппозиции идекоративность многих реформаторскихначинаний. Честные выборы – это то, чтодолжно было его погубить.


Но никто несказал, что честные выборы погубилиГрузию. Просто эта страна должна пройтисвой естественный исторический путьразвития, выстрадать свои реформы исвою демократию, увидеть, что популизмне намного лучше авторитаризма. И в этомнепростом развитии у Грузии есть главныйсоюзник. Это Россия.


Конечно,Россия. Кто же еще. После российско-грузинскогоконфликта 2008 года Кремль совершилпотрясающий с точки зрения грузинскогобудущего поступок, признав независимостьАбхазии и Южной Осетии.


Такимобразом, сама возможность «возвращения»Грузии в российскую геополитическуюорбиту – и в российскую системуэкономических понятий – была уничтоженаросчерком пера Дмитрия Медведева. Нети не может быть грузинского политика,готового признать эту независимость вобозримом будущем. Нет и не может бытьроссийского политика, готового этопризнание отменить. Этот тупик – насамом деле трагичный, страшный тупик,за которым стоят судьбы изгнанных изАбхазии и Южной Осетии грузин, лишившихсяв одночасье своей привычной жизни,имущества и профессий и судьбы запертыхв полупризнанных республиках абхазови осетин, живущих на российские бюджетныеподачки – и есть будущее Грузии.


Потомучто он не оставляет ей выбора. Никакого.При любой власти Грузиипридется ориентироваться на Запад,проводить честные выборы, экспериментироватьс реформами. Ментально Грузия еще долгоможет оставаться частью постсоветскогопространства. Политически она не сможетвернуться в него никогда, потому что вэтом пространстве она вынуждена будетсуществовать на равных со своимимятежными автономиями.


Иванишвили,конечно же, тоже может попытаться статьследующим авторитарным правителемГрузии. Но у него вряд ли получится такхорошо, как у Саакашвили. Во-первых,потому что для этого Иванишвили придетсядля начала уничтожить саму легендуСаакашвили.


Победительпарламентских выборов уже начал этоделать, пообещав добиться досрочной отставки грузинского президента ивозобновить расследование смертибывшего премьера Зураба Жвании. И что-топодсказывает мне, что это отнюдь неединственное расследование, котороебудет возобновлено. Но каждое такоерасследование будет  не только ударомпо Саакашвили и его легенде. Оно будетударом по авторитаризму в целом.


А, во-вторых,потому что Иванишвили стартует с кудаменьшим запасом электоральной прочности,чем стартовал в свое время любимецнарода Саакашвили – но с куда большимзапасом обещаний.


Этоозначает, что рано или поздно у негопоявится  сильный оппонент – возможно,уже на следующих парламентских выборах.И Грузия превратится в самую обычнуюнебогатую страну, в которой меняетсявласть и идет поиск путей развития.


Грузинскиеполитики и экономисты будут учиться насобственных ошибках и ошибкахпредшественников, грузинское общество– взрослеть и не покупаться на невыполнимыеобещания и утопические проекты. Длявсего этого нужны десятилетия честнойработы, настоящих выборов, упорноготруда. Ни у кого еще не получалосьобогнать или обмануть историю. И уМихаила Саакашвили тоже не получилось.


Виталий ПОРТНИКОВ



Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини