MENU

О глухоте властей и большого бизнеса

2693 0

Бывший министр экономики и экс-нардеп Сергей Терехин недавно заявил, что «в 2015-м бедные в Украине станут беднее, а богатые — богаче». Ведь, мол, поднятие бюджетникам зарплат запланировано на 13% и то с декабря, а в новом варианте госбюджета инфляция предусмотрена аж под 30%. «Какой же бизнесмен тогда будет платить своим наемным работникам больше, чем повышается зарплата прокурору за год? Наверное, не будет», — резюмирует Терехин. Следовательно, наемные работники частной и бюджетной сфер станут беднее, так же обеднеют малый и средний бизнес, главными клиентами которых являются эти работники и сами же мелкие предприниматели, а вот большой бизнес, работающий преимущественно на экспорт, существенно обогатится, потому что в результате значительной девальвации гривны станет платить гораздо меньше за ту же работу своим сотрудникам, а продукцию за рубежом будет продавать за твердую валюту. А в придачу и деньги он все больше будет оставлять за рубежом, потому что доверия к украинской банковской системе нет, в случае дефолта она «рухнет» и потащит за собой так называемый реальный сектор экономики.

• Что ж, механизм, с помощью которого бедные становятся беднее, а богатые — богаче (а к тому же еще и погибает средний класс, о котором Терехин почему-то забыл), описан профессионально. Девальвация национальной валюты в несколько раз — высокая инфляция — фактическое «замораживание» зарплат, пенсий и социальных выплат — многократное повышение тарифов на коммунальные услуги и энергию — рост экспорта в сочетании с вывозом капитала, ведь идет война, поэтому новые инвестиции делать мало кто хочет — и так далее, и тому подобное. Вот только с выводом о том, что «богатые станут богаче», Сергей Терехин существенно поспешил. Чувствуется, что экс-министр не ездит в коммунальном транспорте и не ходит на базары. А зря. Потому что он лишил себя общения с теми, кого Виктор Ющенко называл «маленькими украинцами» и кто во время Революции Достоинства морально оказался значительно больше, чем этот политик.

Так вот, специально для Сергея Терехина и всех бывших и нынешних нардепов и министров докладываю: в случае продолжения нынешней политики властей и привычного поведения олигархов и тех представителей большого бизнеса, которые хотят стать олигархами, бедные, конечно, все равно станут беднее, а вот богатые не разбогатеют. И хорошо, если кому-то из них удастся убежать за границу к накопленным в оффшорах и вывезенным из Украины миллиардам. Потому что можно и не добежать до вертолета или самолета, а те могут и не долететь до границы.

• Если кто-то и теперь ничего не понял, то растолкую еще проще: разговоры сегодня между «маленькими украинцами» ведутся о том, что хватит богатеям жировать и разворовывать народное добро, пришло время заставить их поделиться с украинским народом и взять значительную часть экономического бремени на себя. Ключевое слово здесь «заставить» — в ситуации, когда фактом является наличие десятков тысяч вооруженных и обстрелянных мужчин, лучших представителей народа, которые знают цену «паркетным» генералам и «кабинетным» руководителям, у которых остались дома семьи, невесты и родители, еле сводящие концы с концами, и для которых судьба Отчизны действительно дороже собственной жизни.

На этом месте кто-то из читателей, особенно если это будет действующий политик, схватится за голову: как, автор статьи призывает к новейшей «шариковщине», все забрать и поделить, разве можно о таком писать и такое публиковать?

• Да, и можно, и нужно. Потому что речь идет не об авторской позиции, а о научной констатации социальных реалий, об общественных настроениях, о глухоте и глупости властей и большого бизнеса, о весьма вероятном и крайне опасном сценарии развития событий. И вообще: вина политического аналитика, как и метеоролога, заключается не в том, что он предвещает надвигающуюся бурю, а в том, что он может из конъюнктурных соображений закрыть глаза на первые признаки этой бури.

Сами же настроения значительной части киевлян и, насколько я могу оценить, всего украинского народа не имеют ничего общего с «шариковщиной». Ведь у Михаила Булгакова «шариковщина» — это доведенная до логического завершения формула деятельности тогдашней власти. Именно власти, а не кого-то другого. Поэтому в Украине «шариковщиной» можно (и нужно) называть исключительно действия низколобых вооруженных питекантропов с эмблемами «ДНР» и «ЛНР» на востоке страны, которые установили там свой «новый порядок» а la неосталинизм. Более того, когда речь идет о настроениях значительной части украинского народа, то следует учитывать: люди вовсе не хотят все забрать и разделить — они требуют от тех богатых, которые хотят стать, — при полном содействии властей — еще богаче, поделиться прихватизированным и разделить с народом трудности сегодняшнего дня.

• Вспомните, что принципиальный защитник капитализма Черчилль во время Второй мировой войны, когда был премьером Британии, решительно забирал сверхдоходы корпораций для финансирования военных заказов и любое имущество, даже лордов и виконтов, если это было нужно для потребностей войска на время войны. Тот же Черчилль во время войны принял целый ряд мер для социальной стабильности в Британии, а королевская семья — в числе других аристократических семей — по-фермерски выращивала сельхозпродукты, потому что не хотела злоупотреблять своим состоянием и статусом. Нынешняя королева Елизавета ІІ в звании лейтенанта служила в женских вспомогательных формированиях, а ее тогда еще будущий муж Филипп (тоже королевского рода — греческого и датского) в 1940 году по окончании колледжа пошел на флот и прослужил там всю войну, дослужившись до старшего лейтенанта. Это все не было пиаром или показухой — речь шла об органичных, естественных поступках британской политической и деловой элиты, о тех ее качествах, которые и обусловили сначала приобретение Британией статуса «владычицы морей», а затем, после всех кровавых трагедий ХХ века — эволюционную трансформацию Британской империи в Содружество наций.

Но Украина — не Англия, и потому здесь могут происходить такие процессы, которые на Британских островах могли случиться только несколько веков назад. У нас же и только у нас известные политики могут спокойно констатировать: ничего не поделаешь, богатые во время войны и кризиса станут еще богаче, а бедные — еще беднее.

• Так вот, еще раз повторяю: те, кого мастера распределения финансовых потоков из правительства и большого бизнеса обрекают стать нищими или «просто» бедняками (а кем еще можно назвать, скажем, квалифицированных ученых или врачей, которые станут получать в лучшем случае сотню долларов в месяц, тогда как жилищно-коммунальные услуги будут забирать по меньшей мере две трети этой сотни?), не хотят скатываться на социальное дно — будем называть вещи своими именами. Тем более что большинство этих жилищно-коммунальных услуг идут в карманы всем хорошо известных олигархов, которые были «столпами» режима Януковича, потом вложили немаленькие средства в финансирование «антимайданов», донбасского сепаратизма и антиукраинских масс-медиа, а теперь не прочь перекрыть свои расходы за счет тех, кого они и дальше считают «маленькими украинцами». Не получится — это уже можно констатировать сейчас.

• А чтобы волны протеста не смыли вместе с олигархами и бестолковых нынешних министров и депутатов, неспособных видеть в своих реформаторских проектах что-либо иное, кроме финансовых потоков, всем, у кого с головой все в порядке, следует уже сейчас искать решения политико-экономических задач, похожих на знаменитую квадратуру круга. Потому что не стоит давать лишние козыри в руки Путину, который — и об этом пишут десятки аналитиков — своей стратегической целью имеет не Донецк и Луганск, не Мариуполь и Харьков, а стольный Киев. Не стоит и ухудшать социально-экономическую ситуацию, она и без того очень сложная.

• Иначе говоря, придется властям либо уйти в отставку, либо пойти навстречу народу, найдя для реализации его требований самую эффективную форму. Интересно, что еще десять лет назад практически то же, что и на киевских рынках и в автобусах — разве что в терминологически более изысканной форме — говорил и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц: «Скажем, налог в размере 90% может быть введен на «непомерную прибыль», полученную в результате приобретения государственной собственности. Это значит — на доходы, превышающие десять процентов суммы выручки от первичных инвестиций собственного капитала... Доходы, получаемые в результате такого нового налога, можно было бы, например, направить на восстановление системы здравоохранения и образования, находящиеся в упадке. Все проблемы за счет этого, конечно, не решить. Но это был бы первый шаг на пути исправления последствий «расхищения благосостояния» во время приватизации. Это не только вопрос справедливости, но и в отдаленной перспективе — вопрос экономической рассудительности, рациональности...».

Сейчас украинцам фактически набрасывают новый виток грабежа, когда полученная в результате прихватизации (прежде всего — при Кучме и Януковиче) собственность становится средством обогащения олигархов за счет десятков миллионов человек. Неужели же никто из ведущих политиков и правительственных чиновников не понимает, что на некачественном и ненадежном фундаменте можно построить лишь шаткое сооружение?

Сергей ГРАБОВСКИЙ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини