Вся прокурорская рать. Как вернуть доверие общества к правоохранительным органам?
Несколько дней назад в Генеральной прокуратуре Украины был презентован проект реформирования органов ГПУ. Таким образом, случилось событие, которое со сдержанной помпой анонсировалось неделю назад.
• Прекрасно понимаю мотивы, которые движут новым генеральным прокурором. Безвозвратно потерянный год для силового ведомства. Желание показать результат уже в первые недели работы, попытка оправдать доверие Президента и парламента, снять тяжелейшее давление общества.
Можно было предположить, что Виктор Шокин, при назначении его на должность Генпрокурора, обязательно проявит активность и попробует «дать результат» еще до даты годовщины Майдана. Выбор был сделан. Гагариным и Титовым назначили Ефремова и Чечетова, или Белкой со Стрелкой, это как кому нравится. Чечетов, не дождавшись правосудия, совершил политическое самоубийство, а роскошный автомобильный кортеж Ефремова несколько раз все же завернул к зданию Печерского суда. Целый год, прошедший после Майдана, прокуратура топталась на месте, так и не сумев оправдать ожиданий общества.
• У меня нет достоверной информации о том, с материалом какого качества пошли в суд прокуроры, какие вещественные доказательства предъявлены суду, кто из подельников Ефремова задержан и дает на него показания. Если прокуроры принесли в суд пустые папки и видеоролики из интернета, то надо быть готовым к тому, что Ефремов и дальше будет оставаться на свободе. Пока мы знаем только то, что Ефремов освобожден под смешной залог и в удовлетворении ходатайства, внесенного прокурором, о применении к нему меры пресечения в виде взятия под стражу, отказано. Что это? Непрофессионализм, саботаж, издевательство, насмешка?
Я так понимаю, что для достижения быстрого результата, были выбраны довольно легкие «жертвы». Что же будет тогда, когда прокуратура осмелится предъявить претензии субъектам большего калибра? Мы уже получили правительство в изгнании, вернее правительство в бегах. Намерены ли мы терпеть, что прокуратура и другие силовые ведомства будут поставлять для этого «правительства» все новые и новые кадры?
• Реформы — это всегда больно и неприятно. Когда речь идет о таком закрытом для общества ведомстве, как прокуратура, то тут еще сложнее. На секунду вспомним, что бывший генпрокурор в международном розыске за тяжкие преступления. Вклад прокуратуры в преступные деяния режима Януковича был весомым. Смена дирижера, конечно, новое звучание даст, но не настолько, чтобы заиграла суровая музыка Закона. Можно снова перетасовать замасленную колоду старых прокурорских кадров, но на выходе мы получим Пшонку, который будет возглавлять «коллективного Пшонку». Мы снова будем ходить по замкнутому кругу, и так будет продолжаться до бесконечности.
Конечно, есть чему учиться и у Пшонки. Меня лично поразили его целеустремленность, желание и напор, с какими он прорывался через терминал в аэропорту, пытаясь стремительно покинуть свою родину.
Признаюсь, я не верю в то, что Виктор Шокин, или кто другой из людей старой системы, сможет реформировать эту прокуратуру надлежащим образом. И дело не только в том, что сомневаюсь в его личностных качествах. Украинская прокуратура осталась прокуратурой СССР, ловко впрыгнув из советской шинели в двубортное пальто. Она всегда действует в интересах правящих кругов, обслуживая власть в плохом смысле этого слова. Они так научены и по-другому просто не умеют работать.
• Помните сказочную избушку на курьих ножках? В ней еще живет харизматическая русская красавица Баба-Яга. Так вот, представим, что на основе этой избушки собрались построить современный небоскреб. Реформа прокурорской избушки закончится тем, что курьим ногам просто сделают педикюр за наши с вами деньги.
В советской комедии Л. Гайдая по мотивам пьесы М. Булгакова «Иван Васильевич» волшебная сила науки меняет местами царя Ивана Грозного с глуповатым управдомом и жуликом. Управдом, вошедший в роль царя, заказывает царским музыкантам музыку, а жулик руководит ансамблем, и мы слышим очень даже приятную музыку. Вот тот ансамбль и напоминает мне нашу прокуратуру. «Да ты, батюшка, только скажи, как... а мы подхватим». Вот и смотрит прокурорский ансамбль в глаза власти — и пытается угадать мелодию.
Доверие общества к правоохранительным и следственным органам начнет возвращаться только тогда, когда объективно будут расследованы такие уголовные дела, как убийство Георгия Гонгадзе, а теперь и расстрел Небесной Сотни. Эти дела, как и множество других, являются символами «старой» Украины и «старой» прокуратуры.
• Прокуратура Украины — советская серая штамповка и этим она несет угрозу для нашего государства. Ей все равно, кто при власти, она подстроится и приладится. Был бы шерсти клок, а петь можно «Мурку» или гимн Украины. Не в первый раз.
Уже давно, с любопытством и горечью просматриваю страницы в социальных сетях некоторых преподавателей Национальной юридической академия Украины имени Ярослава Мудрого. Восхваление сталина-ленина, отрицание голодомора, откровенные сепаратистские высказывания... Можно представить, что эти ребята говорят на лекциях и семинарах, чему учат будущих прокуроров и следователей. В советские времена это учебное заведение называлось — Харьковский юридический институт имени Ф.Э. Дзержинского. Так вот, будущих специалистов права еще учат дзержинцы и ленинцы. Печально то, что их не так мало, как хотелось бы.
• Мой живой интерес к этому замечательному учебному заведению вполне объясним. Я там учился, как и четыре генеральных прокурора Украины из шести...
Без десоветизации общества — не будет никаких реформ. Без десоветизации правоохранительных органов — мы не получим прокуратуру Украины и останемся одной ногой в СССР. Попытка ступить туда второй ногой была 16 января 2014 года...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки