Дискриминация валютных заемщиков
Нужно ли сегодня говорить о равенстве перед законом? Равны ли в правах люди, заключившие договор с банком? Может ли одна группа, потерпевшая от взаимоотношений с банковской системой иметь преимущество перед другой? Ответы очевидны? Оказывается, нет.
И они не очевидны уже две тысячи лет, с тех пор, когда была рассказана притча о хозяине, давшем своим рабам по таланту серебра. Один сохранил, другой приумножил. Реакцию хозяина помним. Рабов и хозяев уже давно нет, а различие в отношение к деньгам этих двух групп сохранилось и, даже, стало основой для бизнеса банков. Одни деньги приносят, другие их берут и преумножают и для вкладчиков и для банка.
Мы не будем оценивать ни одних, ни других, – для нас все равны перед законом. И те и другие вступили в договорные отношения с банками. И те и другие вступили в зону бизнес-риска. Одни рискуют своим залоговым имуществом, другие – вложенными средствами.
А что произойдет, если банк на полученные от вкладчиков деньги начнет вести не совсем честную деятельность? Например, выдавать кредиты «своим» фирмам, понимая, что возвращены они не будут. Или зарабатывать на раскачивании валютного рынка, осознавая, что это приведет к панике вкладчиков и оттоку депозитов. Но, паника – это такой заманчивый источник доходов. Таким образом, появились «карманные» и «схемные» банки (как их называют сами банкиры), которые отмывали и выводили за рубеж валюту. Сейчас, мы не будем их касаться и того, как регулятор не замечал миллиардных потерь банковской системы от подобной активности. Нас интересуют фундаментальные демократические основы.
А теперь, обратимся к выступлению В.Гонтаревой в парламенте 6 марта: «По сути, банковская система потеряла около 200 млрд гривен, а это почти 9% нашего ВВП» На фоне 15% изъятий из пенсий работающих пенсионеров такой размах потерь впечатляет. И, самое интересное: «Из этой суммы только 50 млрд гривен должно возместить государство через Фонд гарантирования вкладов физлиц. А это 9,96% дохода бюджета страны».
Обратите внимание на терминологию: 200 мллиардов «потеряла» система, которую Нацбанк все это время контролировал. Вот так, взяла, да и «потеряла», и никто не заметил как. А 50 миллиардов «должно возместить государство». Не те, кто потерял, а государство. Но у денег есть интересная особенность – если вы их потеряли, то кто-то другой, обязательно их найдет. А возместить «должно» государство, а поскольку государство – это тысячи чиновников, ничего не производящих, то возместить должны мы, сами себе.
Но, вернемся к нашим историческим двум группам людей. Одни пострадали от обесценивания их вкладов, хотя на них и начислялись проценты. Вторые - заемщики оказались в еще более незавидной ситуации. Их долг перед банком вырос в 6 раз, и сумма выплачиваемых процентов – соответственно. Кто-то знает такой бизнес или работу, где можно увеличить свой доход в 6 раз?
А, самое удивительное, как на эту ситуацию реагирует государство. Нацбанк долго не замечал, когда система «теряла» и выводили за рубеж валюту. Когда же последствия стали проявляться, решили поступить ровно наоборот тому, как рассказывал Иисус в своей притче, и поддержать тех, кто деньги хранил, и тех, кто принимал их на хранение и в рост. Государственные средства направляются на поддержание банковской системы в виде рефинансирования, 109 млрд. которого тоже безвозвратно «потеряно» и вкладчиков.
Что же с потерями валютных заемщиков, которые, как раз воспроизводят и преумножают деньги, зарабатывая и на проценты вкладчиков и доход банков?
Недавно СМИ сообщили о требовании МВФ наложить вето на закон о реструктуризации валютных кредитов. Так ли это? Вот что говорит директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук.
«МВФ против такой реструктуризации, которая ляжет исключительно на расходы госбюджета и будет нести дискриминационную норму. Только в таком случае может быть применено вето президента для соответствующего закона — если условия реструктуризации кредитов будут дискриминационными. Но если закон будет нести характер договорных отношений между банком и клиентом, то никаких проблем не возникнет. Если закон будет принят всеми сторонами процесса: банки, государство (НБУ) и клиенты».
Насколько нам известно, Нацбанк участвовал в разработке этого закона и, даже, подписал Меморандум с банками. Поэтому, в этом процессе заинтересованы все стороны, и здоровые банки, в первую очередь. Как они будут зарабатывать при 30% рефинансирования, пикирующей экономике, если те, кто еще сегодня пытаются оплачивать кредиты будут раздавлены. Останутся только валютные спекуляции. Нужно ли это МВФ, государству Украина и ее гражданам? А дискриминационная норма сегодня, как раз и применяется к заемщикам валютных кредитов.
Поэтому, надеемся, что и представители МВФ, и президент еще раз перечитают эту притчу и подумают о сохранении среднего класса, без которого, вряд ли стоит надеяться на подъем экономики.
А власть нужно контролировать. Как? Смотрите материалы цикла. http://politica-ua.com/u-prezidenta-zhestkij-vybor-dushit-srednij-klass-ili-nenasytnost-bankov/, http://politica-ua.com/my-dolzhny-delat-a-ne-delaem-pochemu/, http://uainfo.org/blognews/469661-valyutnye-kredity-korova-soseda-i-pribyl-v-offshorah.html
Алексей КОРЕШКОВ
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки