MENU

Почему Обама ничего нам не обещает

10012 12

...С Обамой все обстоит вот как.

Мы ему выкручиваем руки и давим на совесть с одной целью, чтобы он нам пообещал летальное оружие. Он упирается, а мы настаиваем - через Маккейна и Керри, через диаспору и английского премьера. Многие из нас не знают, о каком именно оружии идет речь и много ли его нужно, но твердо знают одно: Обама должен.

Ну, ладно, боится, что оружие попадет к боевикам. Тогда пусть не дает. Но пообещать ведь можно! Чтобы Путин захлебнулся от злости, чтобы сказали: укров сам Обама пообещал вооружить, и все поняли, какие мы крутые. И мы успокоимся.

Эти обещания будут нам греть душу, как грел душу Будапештский меморандум, позволяя не тратить деньги на оборону, а когда жареный петух таки клюнул, мы свалили вину на тех, кто пообещал.

Мы так любим обещать сами и верить обещаниям других, что это иногда наталкивает на мысль о ментальных особенностях нации.

Как умел обещать батько наш, Богдан Хмельницкий! Просто красавец! Крестьянам - волю, украинцам - собственное государство, казакам - богатства! А еще - польскому королю Яну Казимиру помощь в обуздании зарвавшейся шляхты, трансильванскому князю Ракоци - подмогу в свержении того же Яна Казимира, турецкому султану - вечно быть его вассалом, а польским магнатам - унять взбунтовавшихся украинских холопов. А когда все это громадье клятв стало достоянием гласности, Богдан, в панике рванул к Московскому царю и сдал ему Украину с потрохами, поверив в обещания сатрапа.

Никогда ничего не обещайте, ни друзьям, ни врагу - оглянуться не успеете, как Родина попадет в заложники.

И тем не менее мы купаемся в обещаниях, как мухи в меде. И они так сладки, что не поверить им - грех. И про кулю в лоб, и про АТО за две недели, и про военное положение. И про НАТО, и про гривню...

Я понимаю, что слова «умру за Родину» - это фигура речи. Но нам так хочется уверенности героев, так хочется услышать их твердый и решительный голос. И мы забываем, что настоящие герои говорят мало и умирают, не обещая. Я понимаю, что слова: «Не сдадим Дебальцево» - это чтобы поднять боевой дух.

Но как теперь воспринимать слова: «Не сдадим Мариуполь»?

Длинный шлейф обещаний, кладбище несбывшихся клятв тянется за нами через все двадцать пять лет Независимости. Мы обещали построить армию. И построили - одев в новые мундиры и вручив новые знамена. Но эта доблестная армия, удивила весь мир, без единого выстрела сдав Крым.

Мы обещали построить новую нацию и новую культуру. Но сегодня невероятными усилиями на огромном пространстве Украины пытаемся склеить то, что получилось. А книжек Павла Мовчана и фильмов Ильенко оказалось мало для культуры - за бумажной ширмой с нарисованным казаком Мамаем прятался в лучшем случае неубиенный совок. А в худшем - путинская пропаганда.

От обещаний до обнищаний один шаг. В приливе любви к нации наши государственные мужи клялись народу - что не снизят социальные планки, олигархам - что не посягнут на их бизнес, международному сообществу - что будем по одежке протягивать ножки. И когда Меркель с Обамой и МВФ зажали отцов нации в угол, пришлось одному из кредиторов доверия в обещаниях отказать. Им оказался народ.

Но ведь и обещания Международному валютному фонду мы не знаем, как выполнять. Пояса украинцам на несколько дырочек затянули, но дыра в бюджете, которую Виктор Пинзеник оценил в 200 миллиардов гривен, сама собой затягиваться не хочет. И непонятно, каким макаром мы ее собираемся штопать.

И вот в неловкой тишине, зависшей после всех этих оставшихся без ответа вопросов, тонким писком затянули свою песнь новые обещальщики - Рабинович и Вилкул, Шуфрич и Фирташ: о небывалом в случае их возвращения во власть подъеме пенсий и занятости . И представьте, народ на телевизионных ток-шоу им горячо апплодирует!

Обещание - у нас стало ежедневным ритуалом, таинством. Оно роскошно обставляется: флагами на майданах, патетикой в речах, клятвой перед образами. В порыве просветления и благоговения, в ощущении полета. Мы ждем обещания как подарка. Для нас оно - самодостаточно. Оно - вещно. Оно исполнится без каких-либо усилий. Надо только очень захотеть. Или попросить помощи у Бога.

Святая вера в самореализацию обещаний не случайна. Она - признак неизжитых остатков мистического сознания. А оно присуще малоразвитым цивилизациям, не пробудившимся от трансцедентной спячки. Оно присуще патриархальной России (как в словах Дмитрия Киселева, обещавшего испепеление Америки).

Небезызвестный Освальд Шпенглер по степени мистичности сознания относил Россию к арабской цивилизации. А арабский национальный герой - он кто? Тот самый, что пообещал шаху за пять лет научить ишака говорить. Деньги, как помните, получил сразу, а дальше - «или шах умрет, или ишак сдохнет».

Не так ли и у нас? Не пообещаешь - начнут жечь шины, а пообещаешь -тоже начнут, но когда-нибудь, в отдаленном будущем.

Израильский политолог и блогер Владимир Янкелевич отметил эту особенность: «как говорят в Азербайджане «сделал-не сделал, зато как сказал!» Англичанину этого не понять, а арабу очень хорошо понять».

Англичанину, действительно не понять наших обещательных обычаев. И американцу. Поэтому Обама и не обещает нам оружия. Захочет - даст, а обещать, с тем, что обещанного пять лет ждут - не будет. Нам бы у него поучиться. Или у его знаменитого предшественника Франклина Рузвельта.

Когда грянула Великая депрессия, американский президент не обещал, что «все будет хорошо», не ставил свечи в церкви. Он в одночасье с утра закрыл все до одного банки, а вечером в радиоэфире, в "беседах у камина" объяснил американцам, зачем это сделал, и назвал точную дату, до которой американцы должны терпеть.

Давайте поменьше обещать. Не называться борцом с коррупцией, а просто не брать подношения, "комиссионные" за посредничество и все прочее, что не заработано. Давайте не воровать - крупно и по мелочам. Давайте не обещать, что не сдадим ни пяди родной земли, а если пообещали, но сдали, то не искать причин в плохих военачальниках.

Не обещать стремительного роста ВВП и небывалого урожая. Не обещать скорого возвращения Крыма и сине-желтого Донбасса. Не обещать, что все станет как прежде.

Не обещай народу разделить с ним беды и экономические неурядицы, а просто, если ты министр, посоветуй сыну не покупать квартиру за миллион долларов. Не звени стальными нотами в голосе, призывая к справедливому возмездию за военные преступления, а накажи водителя БМВ, сбившего на смерть девочку в Константиновке, по всей строгости военного времени. Даже если он наш солдат. Даже если герой. Провозглашая войну с олигархами, будь честен и воюй с ними, как явлением, а не с отдельно взятым Коломойским. И если ты главный в стране борец с коррупцией, то должен знать, что делать с сыном своего заместителя, крышевавшим игорный бизнес. Даже, если ничего такого не обещал.

Много у нас обещавших, но мало сделавших. Пожалуй, лишь одна Надя Савченко сегодня держит обещание, хотя ее как раз и простили ли бы.

Мы все очень много наобещали - друг другу, близким, Родине, народу, миру, Богу. Давайте, остановимся и выполним хотя бы часть обещанного. А лучше, приготовим себе и другим сюрприз - сделаем что-нибудь, не пообещав.

Просто сделаем что-нибудь.

Евгений ЯКУНОВ, Киев


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини