MENU

Путеводитель по друзьям Путина в Европе

7120 6

Сейчас, когда пошел обратный отсчет дней до 9 мая, а в Москву не едет и президент Молдовы, стали рассуждать об одиночестве Владимира Путина. Из «Восьмерки» выгнали, на «Двадцатке», даром что коалу дали, посадили на «камчатку», а теперь и на День Победы ехать не хотят. Неужто у российского президента и впрямь не осталось друзей к западу от границ?

Остались, конечно.

На ум первыми приходят фашисты, что недавно слетались в Петербург на «консервативный форум», но это, пожалуй, ложное обобщение. Уж точно небрежное. Само по себе слово «фашист» в политическом лексиконе современной России стерлось до основания и не значит ничего, кроме «очень плохой человек». Это скорее ругательство, чем политический маркер, а потому, чтобы не уподобляться телевизионной пропаганде, «друзей Путина» в Европе лучше систематизировать не по ярлыкам, а по их взглядам; тем более, что это три весьма разных истории. И начать можно действительно с неонацистов.

1. Неонацисты. История ненависти и любви

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS Члены партии «Йоббик»

Среди симпатизирующих России европейских политических сил действительно есть ксенофобы, которые любят маршировать в униформе. Они, возможно, и получают и деньги из Москвы (что ни в одном случае еще не было доказано), но, пожалуй, это единственные, кто любит искренне — если к людям, строящим свою политическую деятельность на чистой ненависти, вообще применимо слово любовь.

Они не видят или не хотят видеть, что консервативный поворот в России, от гомофобных законов до проекта «русский мир», — скорее сезонное поветрие, и потому, восхваляя Владимира Путина и его действия, они восхваляют не столько реального президента России, столько образ в своей голове — вымышленного Правого императора, который выметет, наконец, поганой метлой все, что им ненавистно в Европе.

А ненавистны им многие. Взять, например, «Йоббик», третью по величине партию Венгрии, которую обвиняют не только в гомофобии и расизме, но и в антисемитизме.

«Мы должны приготовиться к вооруженной битве с евреями», — написал Йудит Шима, кандидат от «Йоббика» в Европарламент. А Криштина Морвай, номер один в списке партии на тех же выборах, и вовсе предложила «так называемым венгерским евреям поиграть со своими обрезанными [пенисами] вместо злопыхательства».

С Москвой «Йоббик» налаживать связи начал давно. По приглашению евразийца Александра Дугина еще в 2013 году лидер партии Габор Вона выступал в МГУ, а затем встречался с депутатами Государственной думы. Встречался, очевидно, не зря. Менее чем через год «Йоббик» поедет в Крым и назовет прошедший референдум образцовым. Журнал Foreign Affairsпредполагает, что «Йоббик» финансируется Кремлем, однако прямых доказательств этого нет. Впрочем, сейчас против партии ведется правительственное расследование о финансировании из России и о сотрудничестве одного из членов партии с российской разведкой.

«Йоббик», увы, не одинок. Греческие неонацисты из «Золотой зари» тоже на третьем месте в парламенте (18 мест), и против них тоже идет расследование. Кроме неприязни к евреям, туркам и албанцам, эти радикалы не гнушались, похоже, и просто убийствами в подворотне. Лидер партии Николаос Михалолиакос вот уже второй год под арестом по обвинению в убийстве рэпера-антифашиста. Жуткое совпадение, но свое отделение в России «Заря» поручала открыть «Русскому образу», националистической организации, созданной одним из лидеров печально известной группировки БОРН. На официальном сайте партии можно узнать, что Михалолиакос «отчетливо высказывался за союз и сотрудничество и Россией и отстранение от атлантистских сил». Неудивительно, что в тюрьму ему пишет все тот же Александр Дугин.

У болгарской «Атаки» ко всему прочему добавляется еще ненависть к цыганам. Свою левую и, в общем, популистскую программу партия обертывает в ксенофобию: к туркам и цыганам. В программе партии прописано, что Болгария должна стать официально православным государством только для болгар, а также выйти из ЕС и НАТО. Шифр-телеграмма,опубликованная благодаря утечке WikiLeaks, показала, что «Атака» тесно связана с российским посольством в Софии. Слухи о финансировании из Москвы ходили много лет, но никогда болгарских националистов не могли поймать за руку. В прошлом году лидер партии «Атака» Волен Сидеров потребовал признать результаты референдума в Крыму и наложить вето на решение Евросоюза о санкциях. Сидеров до сих пор пытается провести голосование по Крыму в болгарском парламенте.

Несколько меньше Россию интересуют неонацисты из Австрии и Германии; возможно, из-за неприятных исторических ассоциаций. Впрочем, и от них есть толк. Например, лидер ультраправой Австрийской партии свободы (FPÖ) Хайнс-Кристиан Штрахе время от времени делает «правильные» заявления: недавно призвал не считать Россию агрессором и резко раскритиковал санкции Евросоюза.

И скорее случайным гостем на Петербургском форуме, организованном депутатом от «Единой России» Алексеем Журавлевым, был Удо Фойгт, бывший глава Национал-демократической партии Германии — наследницы, как считается, НСДАП. Сам Журавлев назвал в твиттере Фойгта «антифашистом», но быстро стер это сообщение. Еще меньше года назад наши государственные СМИ оттаптывались на Фойгте: неонацист в составе комитета по гражданским свободам в Европарламенте! Трудно, словом, найти золотую грань.

Вообще внутреннее применение европейским друзьям этого толка весьма ограничено. Важны их действия, обычно вырванные из контекста, а не убеждения. Они работают, сами того не зная, на медийную картинку: проводят нужные пикеты к визиту Порошенко, дают «нужные» комментарии российским каналам, где говорят то же самое, что и Дмитрий Киселев; не будет же каждая домохозяйка разбирать, что на родине этого солидного европейца, говорящего «не по-нашему», некоторые считают нацистом.

И пусть эти партии не составляют большинства в своих парламентах — третьего-четвертого места на национальных выборах вполне достаточно для поддержания нужного Москве градуса дискуссии.

Кроме того, все эти силы составляют широкую коалицию со скептиками в Европарламенте (по итогам выборов 2014 года их там четверть) — путинскую «пятую колонну», как ее называют американские журналисты, — куда они входят вместе с более респектабельными европейскими правыми, открыто желающими единой Европе развалиться.

Границу тут, правда, провести непросто, и деление весьма условно. Многие, уверен, захотели бы отнести партию Ле Пен к неонацистам, а, скажем, «Атаку» к евроскептикам.

2. Евроскептики. История хитрого рассчета

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News Марин Ле Пен

И как бы ни было сложно провести эту границу различения, провести ее можно. Если неонацисты по-своему искренни в своей ненависти и оглядываются на Россию не как на продукт политтехнологов из кремлевской администрации, то обычных европейских правых, евроскептиков, можно заподозрить в цинизме. Вся их политическая программа построена на неприязни к европейским бюрократам, якобы отнявшим у людей национальные свободы; если союз с Россией поможет побольнее ударить по Брюсселю — почему бы и нет?

Возникает ощущение, что эти люди настолько терпеть не могут единую Европу, что готовы объединяться против нее хоть с чертом лысым; впрочем, так и должно показаться — правильный пиар и хладнокровный рассчет.

К тому же, дружба с Москвой приносит дивиденды не только стратегические, но и вполне буквальные. Взять, например, хедлайнера европейских правых французский «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Это пока единственный случай, когда «пророссийская» сила в Европе была явно уличена в получении денег (обещаны 40 миллионов евро) и не стала этого скрывать.

Мадам Ле Пен обласкана не только российскими государственными СМИ, но и властью. Во время ее визита в Москву ее принимали спикер Думы Нарышкин и вице-премьер Рогозин.Ее партия отвечает взаимностью. «Исторически Крым — часть России», — это пресс-секретарь «Фронта» Людовик де Данн. А европарламентарий, партиец Эмерик Шопрад пошел дальше: «Россия стала надеждой мира против нового тоталитаризма». Последние муниципальные выборы партия Ле Пен провалила, но уже всерьез готовится к президентским выборам 2017 года. Соцопросы уже сейчас обещают ей выход во второй тур.

Британские евроскептики из UKIP, партии независимости, не могут позволить себе таких громких высказываний как «Национальный фронт». Когда лидер партии Найджел Фараж на вопрос, каким мировым лидером он восхищается больше прочих, ответил, что Путиным, разгорелся скандал. Он был вынужден оправдываться: «Я не говорил, что он мне нравится или что я хотел бы жить в его стране. Однако по сравнению с детьми, что занимаются внешней политикой у нас в стране, у меня куда больше уважения к нему». Фараж действительно не столько любит Москву, сколько ненавидит Брюссель. Он хочет любыми правдами и неправдами до конца 2015 года провести референдум и вывести королевство из Евросоюза. Если этому поможет обвинение европейских бюрократов в том, что происходит в Украине, то почему бы и нет.

Левые со страниц The Guardian взывают к разуму UKIP: «Нет ничего глупее для политика, чем избитый афоризм о том, что враг моего врага мой друг». Но тщетно: партия и без того сенсационно победила на прошлогодних выборах в Европарламент, набрав почти 28 процентов голосов.

В минитюре на UKIP похожа и голландская партия Свободы, разве что она еще более антиисламская, чем евроскептическая. Ее лидер Герт Вилдерс в прошлом году обвинил Европейский союз в создании «неразберихи» в Украине и осторожно призвал и Россию, и Европу не вмешиваться в дела Украины. Сделал он это, конечно, на Russia Today. Однако он активно поддерживает США и Израиль и даже называет ЛГБТ-права «традиционными ценностями голландского общества». Его заявления по Украине — скорее способ критиковать Брюссель за трату денег на коррумпированный режим. Как и англичане, голландцы Вилдерса не поехали в Крым на выборы.

К общему хору евроскептиков присоединяются и несколько сепаратистских движений вроде «Фламандского интереса» из Бельгии или итальянской «Лиги севера».«Несомненно, в России куда больше демократии, чем в Евросоюзе, базирующемся на фальшивых демократических ценностях. Я бы заменил Путиным добрую половину европейских лидеров, которые не справляются с управлением своими странами и находятся под влиянием других государств», —заявил Маттео Сальвини, лидер «Лиги Севера» на заседании Европарламента по убийству Немцова.

3. Лидеры стран. Вместо заключения

 Фото: AFP/East News Милош Земан

Пока Европа пугает себя путинской пятой колонной, есть уже и несколько лидеров, вполне дружественно относящихся к России. Не ровня, конечно, Берлускони и Шредеру, что были когда-то, но все же. К друзьям Путина сейчас можно отнести троих — венгерского премьера Виктора Орбана, у которого на то экономические причины (вроде строительства АЭС и не только), бывшего социалиста Милоша Земана,  президента Чехии, который любит эпатировать публику выходками вроде перевода названия Pussy Riot, а с недавних пор еще и Алексиса Ципраса, новомодного греческого премьера-популиста, обещающего устроить Ангеле Меркель праздник непослушания.

Нельзя назвать этих лидеров марионетками Кремля, это даже близко не так, ведь в конечном счете решения по санкциям по-прежнему принимаются, и голосов «против» от Венгрии, Чехии и Греции в итоге нет. Но они могут делать заявления, символическая ценность которых тоже важна. Земан, например, не поддержал бойкот и поедет в Москву 9 мая. Чем не подарок для отечественной пропаганды.

Впрочем, Земан, как и Орбан, — европейский политик старой закалки. А вот от политиков нового поколения вроде Ципраса можно ждать чего угодно. Его «Сириза» уже перетрясла всю греческую политику за последние сорок лет, и, возможно, лишь ждет часа «икс», чтобы открыться как «троянский конь». Примечательно, что «Сириза» хоть и вступает в тактические союзы с националистами, сама по себе не является правой. Это типичная левая популистская партия, в которую понамешали все, что любит европейская молодежь, — от антиглобализма до экологии.

Так что, если в Вашингтоне и Брюсселе и впрямь опасаются путинской «пятой колонны», обращать внимание стоит не столько на неонацистов, сколько на левых популистов, которых сейчас несет на волне неприятия «затягивания поясов» от Европейского центробанка.

Вот, например, в Испании появилась новая сила «Подемос» («Мы можем»), которая сама себя называет «пророссийской», — по сути это клон «Сиризы». И ей социологи уже прочат победу на ближайших выборах в декабре.

Илья КЛИШИН


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини