MENU

Белые пятна черных дней

4491 0

На днях жители Чехии вышли встречать американских военных, прибывших защищать восточные границы Северо-Атлантического альянса. Кто-то в пестрой и радостной толпе развернул самодельный баннер со словами: «Вы задержались на 70 лет». Не знаю автора этой надписи, но она оказалась самым точным эпиграфом к печальному юбилею завершения Второй мировой войны. Впервые его будут отмечать иначе, чем за последние три десятилетия. В Вашингтоне, Лондоне и Москве 9 мая окажется датой, символизирующей разделение былого союзничества на стороны, принимающие и отвергающие фашистскую идеологию. Это разделение следовало провести сразу же после уточнения облика победителей и побежденных. Но припозднились, как подметили чехи.

Постепенно, сквозь истлевшие пласты старого вранья у нас проступают очертания произошедшего свыше семи десятилетий назад. Два мировых агрессора — СССР и фашистская Германия, напав на Польшу, затеяли колоссальную бойню с перелицовкой границ. И оба заплатили за нее страшную цену — 35 миллионов своих граждан. (Цифра меняется в зависимости от статистических источников, но не меняет своих ужасных масштабов.) Начав войну союзниками, Третий Рейх и Советский Союз закончили ее врагами. Редкий исторический парадокс, о котором мы до сих пор мало знаем. Москва приватизировала массу немецких и советских архивов, закрыла их на неопределенное время и создала миф «Великой Отечественной войны», заслонивший правду о реальных событиях драматического десятилетия с 1939-го по 1949 гг.

К сожалению, к искажению действительности причастно не только советское общество, но и политические силы в США и Великобритании. Официальная историография стран Антигитлеровской коалиции представляла Вторую мировую войну в виде эпохальной битвы добра со злом, где на одной стороне сражались черные демоны в эсэсовской форме, а на другой — воины света с красными, белыми звездами и львами на кокардах. Одни называли ту войну «Великим крестовым походом», как генерал Дуайт Эйзенхауэр; «Миссией США по спасению мира от тирании», как Билл Клинтон; «Великой Победой русского народа», как Иосиф Сталин; «Великой освободительной миссией СССР», как Политбюро ЦК КПСС. Всемерно преподносили уровень собственных заслуг в сокрушении врага, делая при этом разные акценты на битвах и сражениях и возвышая пафос воспоминаний о них до легенд и героических саг.

«Участие в войне против Гитлера остается неприкосновенным фактом из области богословия... Критика американской политики двадцатого века, анализ ее ошибок всецело застрахованы участием США во Второй мировой войне. В нашей национальной мифологии она остается символом «хорошей войны», преимущества участия в которой явно перевешивают затраты. Многие вопросы, справедливо поставленные после войны, остались без ответа». Мнение одного из наиболее авторитетных ученых, специалиста по конфликтологии Брюса М. Рассетта, заметившего опасность героизации трагедии вместо ее изучения. Что же говорить о Советском Союзе, где святыни войны надежно заслоняют военные преступления четверть века спустя после исчезновения СССР...

Так складывался международный политес для официальных разговоров о Второй мировой. Он диссонировал с романами писателей, мнениями историков и расследованиями публицистов, пытавшихся осмыслить величайшую трагедию XX века. И, читая романы Д. Фаулза, В. Быкова, Г. Белля, Э. Хемингуэя и многих других авторов, мы понимали, что предательство, лицемерие и подлость проявились в той войне с той же отчетливостью, что и героизм. А главное, победа над фашизмом, распределенная между участниками коалиции в Ялте, не такая уж победа. Ведь потрясение Европы и мира началось с захвата Польши Гитлером и Сталиным. А закончилось тем, что один из агрессоров забрал долю Гитлера себе, и Польша на долгие десятилетия утратила независимость.

Один из военных теоретиков Второй мировой войны, британский историк сэр Бэзил Лиддел Гарт, тот самый, который назвал советскую стратегию фронтальных атак причиной бессмысленных жертв, написал, что западные союзники вступили в войну с двумя целями: выполнить свое обещание, сохранить независимость Польши и обеспечить свою собственную безопасность, устранив потенциальную угрозу. В результате, не было достигнуто ни того, ни другого. «После шести лет войны США и Великобритания были вынуждены согласиться на доминирование России и отказаться от обещаний полякам, которые сражались на их стороне».

Конечно же, ни США, ни Великобритании, ни, тем более, СССР не хотелось бы перелистывать позорные страницы войны. Проще было бы заменить их летописью совместной борьбы с фашизмом. Поэтому Мюнхенский раздел Чехословакии остался только на совести Гитлера и Муссолини, радость Победы затмила предательство Польши, преступления СССР, включая нападение на Финляндию и захват огромных территорий Восточной Европы, — эти события выпали из контекста процесса в Нюрнберге.

Так же, как и оккупация Ирана советскими и британскими войсками для защиты собственности нефтяных компаний, операция «Стредфорт» по нападению Франции и Англии на нейтральную Норвегию. Использование Францией и СССР принудительного труда сотен тысяч немецких военнопленных. Депортация 10 миллионов немцев из стран Восточной Европы и крымских татар, чеченцев в Советском Союзе. Атомная бомбардировка мирных городов Японии... Блокада Берлина советскими войсками в 1948 году, с которой и началась холодная война — или продолжилась Вторая мировая в новых формах?

Оглядываясь на те события с сегодняшних высот знаний и опыта, мы видим одну общую закономерность. Когда в политике исчезают принципы и мораль, войны становятся перманентными. СССР начал Вторую мировую войну союзником фашисткой Германии, затем стал воевать против Германии в коалиции с Великобританией и США, а закончил горячую фазу этой войны, вступив в конфронтацию с новыми союзниками.

Иными словами, Советский Союз всегда был последовательным и не менял своей агрессивной захватнической позиции, вступая в любые альянсы и сговоры. А вот Запад лавировал и жертвовал демократией ради территориальных и политических приобретений. Правда, потом приходилось оплачивать эти приобретения по тройной цене. В этом уверены многие очевидцы и участники войны.

Легендарный летчик, исследователь, герой романов и детективных историй, независимо мыслящий Чарльз А. Линдберг (полистайте на досуге рассказы о нем для убеждения в красоте искренности) в конце 1960-х годов написал поразительные строки: «Мы выиграли войну в военном смысле, но в более широком — потеряли ценности и престиж западной цивилизации. Нас меньше уважают и меньше доверяют нам свою безопасность. Чтобы победить Германию и Японию, мы поддержали еще большие угрозы, исходящие от России и Китая, которые очевидны в эпоху ядерного оружия. Польша не была спасена... Большая часть нашей западной культуры подверглась разрушениям. Мы потеряли генетическую наследственность, что произошло в результате утраты связей поколений и многих миллионов жизней...»

Долгое время фразы наподобие этой не вызывали эмоционального резонанса в умах современников. Всем казалось, что мир развивается и совершенствуется, уходя от фашисткой идеологии в сторону светлого будущего, что в нем захват территорий, различия этносов и ментальности уже не имеют смысла. Но все оказалось не так. Сначала в Украине, а теперь и во всей Восточной Европе люди понимают, что война, формально завершенная в 1945 году, на самом деле, продолжается. Из двух виновников той трагедии один выжил и продолжает заниматься покорением континента, как и замышлял в 1939-м...

Пусть в России продолжают жить по учебникам ВКП(б) и верить, что в 1940 году страна Советов захватывала чужие территории во имя борьбы с фашизмом. Через 75 лет старый прием повторяют идейные и реальные внуки Молотова — Риббентропа. Интересно, скажут ли об этом наши лидеры, когда в мае начнутся сезонные воспоминания о белых пятнах истории, перевязанных ленточками и раскрашенных салютами?

Александр ПРИЛИПКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини