Агония бизнес-империи Левочкина
На фоне войны в Донбассе, резкого экономического спада и стопорящихся на каждом шагу реформ, в данный момент мы наблюдаем также и весьма позитивный процесс: постепенную деолигархизацию власти.
Если сравнивать с предыдущими созывами, нынешний парламент серьезно очистился от влияния крупнейших ФПГ. Сколько осталось «под куполом» людей Рината Ахметова? Может десятка два депутатов, не имеющих ровным счетом никаких рычагов влияния. Да, и сами эти люди давно уже стоят на низком старте. Где бы найти себе нового хозяина – читается на лицах некоторых экс-«регионалов». Людей Виктора Пинчука в этом созыве – раз-два и обчелся. Судя по всему, ему становится все сложнее договариваться о заводе своих людей в стены главного законодательного органа страны.
Нельзя не отметить тот факт, что серьезные рычаги в нынешнем парламенте остались лишь у Сергея Левочкина (и его компаньона Фирташа) и Игоря Коломойского. Но судя по ряду важных голосований, блокирующего пакета, который бы позволил олигархам срывать результативные решения, ни у того, ни у другого олигарха, уже нет.
В целом, в парламенте не осталось полностью подконтрольных тому или иному олигарху фракций. Настали новые времена: та же «Самопомощь», которую упорно связывают с Коломойским на поверку – не совсем Коломойского. В «Нардоном Фронтк» у Игоря Валериевича имеются симпатики, но их не так уж много. У Левочкина, как оказалось, нет контрольного пакета в «Радикальной партии», а в «БПП» хоть и имеется достаточно серьезная группа людей, ориентирующихся на него, однако, опять же, на ситуацию во фракции они повлиять не способны.
В целом, все проекты максимально диверсифицировали финансовые потоки. И, что немаловажно, гораздо более болезненно стали относится к своему имиджу. А значит, готовы голосовать против своих же спонсоров- миноритариев.
Поэтому единственное, на что пока еще способны олигархи, это иногда заниматься блокированием трибуны, да еще подгонять проплаченных митингующих под стены парламента. Ну, и конечно, воевать с властью с помощью своих медиа-ресурсов. Но и тут у них получается не очень…
Есть, правда, еще один интересный игрок, которого следует причислить к олигархам – Игорь Еремеев, который даже организовал собственную депутатскую группу «Воля народа». Но, похоже, что этот проект кроме Рады никуда не пойдет: на местных выборах шансов побороться у него ничтожны. Как рассказывали политтехнологи, работавшие на Волыни на мажоритарных округах у тандема Еремеев-Ивахив-Мартыняк, стоимость одного голоса за два с парламентских выборов 2012 года до кампании-2014 выросла чуть ли не на порядок. В следующий раз денег на прохождение в парламент может не хватить. Кроме того, не стоит забывать, что у группы Еремеева нет крупных медиа-активов. Так что рано или поздно этот проект «загнется» под бурные аплодисменты общественности…
Уже сейчас можно уверенно говорить о начале конца той системы олигархии в Украине, которую мы знаем. Конечно, олигархи до сих пор необычайно могучи и при желании могут двигать политические литосферные плиты, что приводит к серьезным скандалам и обоюдным «наездам» политических игроков. Но дается это им все труднее, а вопли политиков становятся все менее результативными.
В то же время, нынешняя власть уже может себе позволить не только лавировать между ослабевающими «атлантами», но и больно их жалить, «выбивая» из-под них материальную базу – государственные и полугосударственные предприятия, взятые олигархами правдами и неправдами под свой контроль в благословенные времена правления Кучмы-Ющенко-Януковича.
Поэтому сейчас олигархам, несмотря на ожесточенное сопротивление, приходится постепенно отступать, лишаясь прямого доступа к легкому государственному кэшу. История с возвратом «Укрнафты» - тому самый показательный пример. Никто до конца не верил, что у Верховной Рады хватит духу проголосовать за соответствующее решение, и забрать у Коломойского «его» предприятие. Конечно, нас ждут суды, борьба, возня и скандалы – но главное, лед тронулся…
Менее раскрученным, но не менее жестким стал еще один поединок в формате «власть vs олигарх»: Яценюк против группы Левочкина-Фирташа. Тут бой длится уже год и имеет как серьезные экономические, так и политические последствия. Сейчас, похоже, накал страстей почти достиг предела.
В октябре прошлого года Group DF потеряла один за другим контроль над Иршанским горнообогатительным и Вольногорским горнометаллургическим комбинатами. Кабмин передал эти предприятия в управление госкомпании «Объединенная горно-химическая компания». Буквально на днях правительство отобрало у Group DF «Запорожский титано-магниевый комбинат». Таким нехитрым образом, Фирташ за какой-то год остался без всего столь любого его сердцу титанового замкнутого цикла, в который также входил армянский «Титан», оставшийся в оккупированном Крыму.
Однако на этом война не заканчивается: сейчас полным ходом ведется война за управление украинской внутренней газораспределительной системой, «прихваченной», в первую очередь, ФПГ Фирташа-Левочкина. Стоит отметить, что аффилированным им компаниям принадлежат более двух третей всех обл- и горгазов станы, которые, по сути, монополизировали всю систему.
На этой неделе – в четверг – парламент планирует рассмотреть во втором чтении правительственный законопроект «О рынке природного газа», который является одним из обязательных документов для выполнения «третьего энергопакета» ЕС, и фактически переводит распределительные сети облгазов под управление государства с последующим формированием либерального антимонополистического газового рынка. Если это случится, то самая ценная «лавочка» Фирташа-Левочкина очень скоро прекратит своесуществование. А это – по сути, конец всему сверхприбыльному бизнесу.
В этом контексте настоящей агонией выглядит организованная Левочкиным «ответка» по дискредитации Яценюка при помощи заявлений Госфинуслуг Николая Гордиенко, обвинившего правительство в финансовых нарушениях в размере 7,5 миллиардов гривен. История выглядит настолько неубедительно, что даже Петр Порошенко, который легко мог бы использовать ее в своих интересах для удара по премьеру, решил изобразить нейтралитет.
Во-первых, 7,5 миллиардов гривен финансовых нарушений, найденных Гордиенко, и приписанных им Яценюку, оказались за период с 2007 по 2013 год. Во-вторых, контратака людей Яценюка привела к констатации факта, что у самого Гордиенко тоже рыльце в пушку. И хотя скандал получился, удар, нанесенный Левочкиным что было силы, все-таки пришелся мимо цели.
Не помогли также блокирование трибуны во вторник и палатки "ударовца" Сергея Каплина, расставленные по всему Киеву с требованием создать временную следственную комиссию. На «Интере» Каплин вместе с Гордиенко стали завсегдатаями эфиров, но и это не дало результата…
Кстати, с «Интером» у Левочкина тоже намечаются серьезные проблемы. В конце марта «Народный Фронт» подал иск в Генпрокуратуру с тем, чтобы те проверили обстоятельства сделки по покупке телеканала «Интер» Дмитрием Фирташем и Сергеем Левочкиным. В заявлении депутаты также попросили разобраться в том, как происходила сделка по продаже 29% акций телеканала «Интер», принадлежащих российскому каналу ОРТ за $100 млн в конце января нынешнего года. И хотя Левочкину удалось договориться с Нацсоветом по телевидению и радиовещанию о частичном снятии санкций, поговаривают, что уже летом у «Интера» могут возникнуть серьезные проблемы. В июле этого года у телеканала заканчивается срок более чем 300 лицензий на вещание и существуют очень большая вероятность того, что их Интеру просто не продлят.
Усугубляет ситуацию тот факт, что уже до конца апреля должна решиться судьба Фирташа, который, как известно, последний год обитает в Австрии, ожидая решения суда об экстрадиции в США. Ходят слухи, что американцы очень настаивают на том, что бы Австрия все-таки выдала им украинского олигарха, которого подозревают в совершении весьма серьезных преступлений – взяточничестве и организации преступной группировки. Этого вполне хватит, чтобы Фирташ смотрел на мир сквозь решетку до конца своей жизни…
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки