Украинский бизнес, как и прежде, не торопится доверять налоговикам
16 апреля 2015 года истекает строк применения налогового компромисса. Но уже в марте стало очевидно, что запланированных 3-5 млрд гривен от «тысяч украинских компаний» в бюджет не поступило. По состоянию на 3 апреля всего удалось собрать 261,5 млн гривен. С чем связан провал этой инициативы, и почему украинские предприниматели не спешат добровольно «каяться» перед фискальными органами?
С января до апреля – значительный период, за который разумные законодательные инициативы вполне могли бы быть реализованы. Однако на практике применять «налоговый компромисс», как оказалось, решаются единицы. И такая ситуация закономерно возникает из-за ряда сомнительных моментов в процедуре налогового компромисса, поскольку для его участников результат может обернуться финансовым преследованием или даже уголовной ответственностью.
Украинский бизнесмен зачастую с опаской относится к государству, которое то и дело подкладывает если не «законодательные вилки», то невозможность в реальных обстоятельствах быть законопослушным налогоплательщиком.
«…Ты помнишь, как все начиналось?»
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» вступил в силу в январе 2015 года. Он должен был позволить бизнесу погасить незадекларированные или несогласованные налоговые платежи, оплатив лишь 5% от их суммы.
Режим «налогового компромисса» регулирует механизм уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС. Скажем проще, освобождает от юридической ответственности за занижение налоговых обязательств. Для этого налогоплательщик должен добровольно подать уточненные расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года. При применении процедуры налогового компромисса 95% суммы соответствующего налога будет считаться погашенной (без штрафов и пени).
Фискальные органы: «Задача – причинить добро!»
Надо отметить, что законом регламентируется именно добровольное решение налогоплательщика о согласии на «налоговый компромисс». Однако многие предприниматели получили настойчивые предложения от фискальных органов воспользоваться процедурой налогового компромисса. А иначе – тут же получали уведомление о проведении проверки.
Основные риски связаны не только с процедурными моментами компромисса, а также с неопределенностью последствий. Начиная с того, что, инициируя процедуру, выйти из нее по собственной инициативе налогоплательщик не сможет.
«Все, сказанное вами, может быть использовано против вас!»
Согласно Налоговому кодексу Украины, основанием для проведения документальной внеплановой проверки вполне может быть предоставление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка. Действительно, ирония ситуации в том, что налогоплательщик добровольно признает факт занижения налоговых обязательств.
На первый взгляд, освобождение от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов «компромиссом» предусмотрено. Однако действия налогоплательщиков могут квалифицироваться или как фиктивное предпринимательство, или – как отмывание доходов, полученных преступным путем.
Существует и риск для контрагентов. Конечно, фискальная служба пытается убедить бизнес в отсутствии рисков, утверждая, что налоговая проверка за периоды, по которым уже была проведена документальная проверка, назначена быть не может. Но своим уточняющим расчетом плательщик дает повод фискалам поставить под сомнение существование актива во всей цепочке хозяйственных взаимоотношений. Тогда «оправдываться» придется всем контрагентам.
Следующая проблема связана с обязательствами в процессе обжалования. Практика показывает, что на использование налогового компромисса более охотно идут налогоплательщики на стадии судебного обжалования налогового уведомления-решения. В принципе, «комфортная» стадия: размер доначисления уже определен и не может быть пересмотрен фискалами. Поэтому многие юристы рекомендуют не спешить с инициированием налогового компромисса до стадии судебного разбирательства.
Синдром обманутых ожиданий ГФС
Согласно данным, опубликованным на сайте Государственной фискальной службы Украины, по состоянию на начало марта налоговый компромисс принес в госбюджет 186,4 млн гривен, а на начало апреля – 261,5 млн гривен. Статистика – вещь упрямая. И она свидетельствует о плачевном провале благородной миссии законодателя установить конструктивный диалог между государством и налогоплательщиками.
Сможет ли украинское государство предложить бизнесу рабочую схему сотрудничества, не вызывающую недоверия и множества вопросов? Ведь, чтобы их снять, государство должно предложить бизнесу честную и прозрачную сделку.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки