MENU

Украина буксует на пути созидания

4050 9

Мы начали строить свое государство на ценностном вакууме, образовавшемся после развала СССР. И теперь стране отчаянно не хватает ценностей, которые могли бы объединить украинцев. Об этом пишет в своем блоге на Новом времени Василий Самохвалов.

Научившись давать отпор внешним и внутренним угрозам, Украина продолжает буксовать на пути созидания. Спустя год после падения режима Януковича страна так и не сподобилась на проведение знаковых реформ, превратив высокие общественные ожидания в тренд массового разочарования.

Что из себя представляет такое государство, как Украина? Куда идет? Какие ценности несет?  Мы продолжаем блуждать в соснах простых и банальных вопросов, наивно ожидая своего Моисея, который рано или поздно выведет народ в священные Палестины. Но каждый новый Мессия на поверку оказывается, в лучшем случае, ложным пророком, избравшим в качестве конечной точки путешествия очередной тупик.

Вместо отдельно взятых лидеров Украине нужны свои «скрепы», способные сшить воедино мозаику общественных желаний и представлений о лучшей жизни. Можно сколько угодно ёрничать по поводу России, но фантастические 85% поддержки Путина – результат не столько изысканий, сколько уже внедрения подобных скреп, среди которых нашлось место и особой богоизбранности народа российского, и восстановлению «великой страны, которую мы потеряли».

Впрочем, скрепы – изобретение не российское. Все могущество Америки строилось на протестантской логике и уважении к правам отдельного взятого члена общества, что, в итоге, привело к отцам-основателям и Декларации о независимости. А свобода, равенство и братство стали скрепой, которая переформатировало Европу и направило ее по пути гуманизма.

В поисках собственных скреп Украине нужно погрузиться в контекст актуальных вопросов.  Самый глубинный задает язык – уникальный, эффективный инструмент обмена информацией, который формирует понятийную базу любого человека.  В языке эскимосов существует 11 синонимов для слова «снег», что является непреодолимым ментальным барьером для любого более «южного» жителя планеты. У нас не Аляска, но отличие «кохання» от «любови» является той границей, с помощью которой мы сможем вырваться из липких объятий «братского народа». Украинизация – не дискусионный вопрос, а вопрос выживания государства.  Причем эта теория уже подтверждается практикой – в оккупированных Крыму и части Донбасса проукраинским ядром была молодежь, говорящая на государственном языке. Самый сложный вопрос в украинизации – нежность ее исполнения, а то некоторые политические силы даже этот важный процесс сумеют довести до абсурда.

На языковом фундаменте стоит контекст культурный, который в Украине соседствует с религиозным. Конечно, истинно верующих мало, но все равно в нашей жизни есть Рождество и Пасха, есть привычки, ритуалы, правила поведения, которые выстраиваются в культурные архетипы.  Поэтому та религиозная раздробленность, которая царит в Украине, имеет вполне осязаемый мультиплицированный эффект.

Церковная борьба всех против всех вынимает краеугольный камень под конструкцией украинской идентичности. Причем очевидных выходов из ситуации не видно. Для Московского Патриархата Украина не представляет ценности как государство. Киевский Патриархат в международном православии балансирует между еретиками и раскольниками, не являясь признанной церковью спасения. А для любого воцерковленного, занимающегося спасением души человека, это уже серьезный вызов. Греко-католики локализированы и купированы в тисках пропаганды, которая несколько сотен лет делала из них врагов истинной веры.

При этом в Украине отсутствуют культурные, гуманистические противовесы, которые помогли бы сбалансировать церковный раздор. К примеру, в стране так и не сформулированы взаимоотношения между государством и индивидуумом. Кто главнее, что первичнее? Должен ли гражданин безропотно приносить себя в жертву ради процветания державы, как это принято у восточных соседей? Или государство должно заканчиваться там, где начинаются личные права гражданина?

Еще выше языкового и культурного контекста стоит политика, реализуемая государством. Очевидно, что в своих стратегиях и решениях политики должны опираться на фундамент истинных общественных ценностей.  Причем Украина продолжает страдать  посттравматическим синдромом: государство и политику мы начали строить на ценностном вакууме, образовавшемся после развала Советского Союза. Встречаются парадоксальные случаи, когда стоящие под флагами Евросоюза украинцы имеют весьма смутное представление о европейских ценностях, к примеру, о толерантности, а желание построить страну без коррупции удивительным образом соседствует с популярностью «Шансона» с его блатной воровской романтикой.

Следующий уровень – экономика, которая опирается как на ценности, так и на политику государства. Дело ведь не только в отличии либералов от социалистов – в любой стране мира существует своя деловая этика, продиктованная устоявшимися традициями.

В Украине эта система координат опять перевернута с ног на голову.  Не будучи готовым к честному диалогу с обществом, многие политические проекты начинают минимизировать в своей риторике саму политику, подменяя ее экономическими инициативами, которые в 99% случаев являются чистым популизмом. Но каждый раз подобная добровольная политическая лоботомия приводит к абсолютно противоположным результатам, когда партии и отдельно взятые политики оказываются у разбитого электорального корыта.  

Причина проста – несмотря на обывательский эпатаж, всем нам важен ответ на вопрос «ради чего все это?» Где-то мы способны терпеть, где-то – не очень. В конце концов, оба Майдана поднимались на чисто политических мировоззренческих платформах, а все попытки создать эрзац в виде «тарифного», «валютного» или «налогового» майданов заканчивалось тихим пшиком. Собственно, поэтому чистая экономика вряд ли способна быть скрепой, соединяющей украинское общество. Неотъемлемой частью более широкой идеи – конечно, в ином случае конструкция выходит нерабочая. 

Поиск ответов на эти вопросы должен дать нам 5-10 простых тезисов, вроде пунктов той же Декларации о независимости США.  Не нужно много. Не нужно заумно и сложно. Наши скрепы должны быть близки и понятны как профессору университета, так и слесарю, фермеру, студенту, реализатору на рынке или программисту. Скрепы должны стать системой координат, превращающей силу нынешнего ценностного хаоса в поступательное движение вперед.

Самое главное – начать задавать себе правильные вопросы. Ответы придут сами.


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини