«Русский марш» показал, что в России нет серьёзной партии националистов
"Русский марш",впервые разрешенный к проведению вцентре российской столицы, по оценкамполиции, собрал около 6 тысяч человек.Если исходить из принципа, которогопридерживаются либеральные коллегинационалистов, то эту цифру надо умножитьна два, чтобы получить реальное число.Сами же ультраправые полагают, что намарш пришли даже больше, чем властиразрешили вывести в этот день в Москвена улицы, то есть, свыше 20 тысяч человек.Просто на митинг остались далеко невсе, кто участвовал в марше.
Однако даже если это итак, получается, что националисты самипо себе, без либералов и их "Маршеймиллионов" не способны вывести наулицу сотни тысяч. Напротив, в своихлегальных протестных действияхправорадикалы очень зависимы от этихсамых либералов и заметно проигрывают"левым". Пусть акции коммунистов7 ноября были не столь уж многочисленны,но им этого и не надо, поскольку онистарая серьезная политическая сила,которая давно заявила о себе. И они могутс легкостью позволить себе как бы"приватизировать" лозунг защитырусских и развернуть его, так сказать,в "интернациональном контексте",поставив его в связке с призывом"Сохранить дружбу народов!"
Коммунисты также вполнемогут себе позволить не присоединятьсяк акциям националистов — это импопулярности не добавит. Напротив, онидемонстрируют готовность "подмять"националистов под себя, вновь, как в1990-е годы, создав смесь, называемуюнационал-коммунизмом. Недаром накануне4 ноября в эфире радиостанции "ЭхоМосквы" депутат Госдумы от КПРФ СергейОбухов попытался приватизировать и сам"Русский марш", заявив, что он"должен проводиться 7 ноября"."Именно 7 ноября из Кремля были изгнаныостатки польско-литовских интервентови той семибоярщины, что предавала нашуродину. Именно 7 ноября 1917 года быласовершенна Великая октябрьскаясоциалистическая революция, именно 7ноября 1941 года прошли полки Краснойармии перед мавзолеем Ленина на Краснойплощади, показав непоколебимостьрусского духа", — обосновывал Обуховсвою позицию.
Пытаются приватизироватьнационализм не только коммунисты, но илибералы. Он нужен им, как говорится, нетолько "для звездочки", но и дляпривлечения свежего и молодого электората.Формальный союз против действующейвласти, вроде бы, был оформлен во времявыборов в Координационный советоппозиции, где ультраправым политикамсоздали отдельную "курию". Однакоэто присоединение больше походило напоглощение.
Так называемый "Маршмиллионов" очевидно остается подконтролем либеральной части несистемнойоппозиции, несмотря на попытки какслева, так и справа отобрать его уусловных оппозиционных центристов. ААлексей Навальный, известный в значительноймере как раз своей поддержкой умереннонационалистических лозунгов, вполнеможет считаться "своим правым" врядах либералов. И для того, чтобысохранять такую репутацию, ему даже на"Русский марш" больше ходить ненадо. Что он и продемонстрировал,проигнорировав последнюю массовуюакцию националистов.
Причина неспособностинационалистов вытеснить все "родственные"проекты из своей политической ниши,обособиться и стать, наконец, самостоятельнойсерьезной силой, а не группировкойфанатов-боевиков, соединившихся смаленькой группой националистов-интеллектуалов,в том, что "справа" так и не былаозвучена серьезная позитивная программа.В этом часто обвиняют несистемнуюоппозицию в целом, и особенно либералов.Но на самом деле, хуже всех дела с"позитивом" у националистов. Подпризыв "очистить Москву" самипонимаете от кого, можно собирать оченьбольшие толпы, но они никогда непревратятся в партию. Столько женеэффективно с митинговой трибунытребовать защищать "русскую нацию"и повторять уже миллион раз произнесенныйтезис об "оккупационном" характеренынешней российской власти.
Но все это не дает ответана вопрос о том, что будут делатьнационалисты, если вдруг неожиданнопридут к власти. А для появлениясерьезного, организованного массовогодвижения нужно именно это. Причем важнееобъяснить, что случится в социальнойсфере, нежели в области национальнойполитики. А этого-то ультраправые толкомдо сих пор и не сделали. Уже хотя быпотому, что не договорились на этот счетмежду собой.
Они с удовольствием быпошли во власть. Но их пока не очень-тозовут. И явно не позовут до тех пор, поканационалисты не предложат позитивнойпрограммы, которая позволит им сформироватьширокую платформу по своей поддержке,что, в свою очередь, могло бы заставитьдействующую власть начать разговариватьс ультраправыми как с равными, а непытаться манипулировать ими, как этобыло все последние годы.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки