С декабря в России официально вводится цензура
В начале декабря в России появится официальная цензура: Роскомнадзор начинает круглосуточный мониторинг сетевых СМИ при помощи специального программно-аппаратного комплекса. На соответствие российским законам будут проверяться не только тексты, но также фото, аудио и видео — как редакционное, так и выложенное пользователями, сообщает teh_nomad. Уровень развития технологий уже таков, что тотальная слежка перестает быть фантастикой.
Итоги тендера на разработку «программно-аппаратного комплекса контроля (ПАК) информационно-коммуникационной сети интернет» были подведены еще 21 апреля этого года. Тогда победителем была признана компания «ДатаЦентр», которая, предложила минимальную стоимость работы — 4,6 миллиона рублей (максимальная заявленная сумма контракта равнялась 15 млн).
Слова из списка
Из конкурсной документации ясно, что ПАК будет мониторить весь контент (статьи, комментарии, мультимедиа) сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ, на предмет наличия слов, выражений и прочих меток из заданного чиновниками списка. Словарь выражений и ключевых слов, согласно техзаданию, должен быть пополняемым до 5 миллионов записей. Даже притом, что подробности системы не совсем очевидны, специалисты единогласно оценивают заявленную «ДатаЦентром» стоимость работ как заниженную — с учетом обозначенных задач.
«Преследуемые данным проектом задачи вполне соответствуют целям, определенным для Роскомнадзора законодательством. На первый взгляд, никакой опасности для системных СМИ это не представляет, скорее неприятности для отдельных радикальных блогеров»,— говорит руководитель медиалаборатории РИА «Новости» Василий Гатов.
«Мнение о работе такой системы можно будет составить лишь тогда, когда станет известен список ключевых слов, используемых для мониторинга. Только тогда мы поймем ее подлинное предназначение. Но уже сейчас ясно, что сайтам в зарубежной юрисдикции и изданиям, не зарегистрированным как СМИ, ничего не угрожает» — таково мнение главного редактора интернет-издания «Частный корреспондент» Ивана Засурского.
«Как правило, какие-то криминальные высказывания на сайтах СМИ принадлежат читателям, высказавшимся в форумах,— говорит главный редактор Roem.ru Юрий Синодов.— Если я правильно понимаю, государство берет на себя функции верховного смотрителя форумов. Теоретически это должно дисциплинировать владельцев сайтов — заставить их уделять больше внимания собственной модерации, выделять больше человеческих и материальных ресурсов на эту задачу».
Системы слежения
Издание отмечает, что подобные системы существовали ранее — на службе у коммерческих компаний, но открытый интерес госструктур к подобному мониторингу проявлен впервые. И вряд ли эти структуры будут интересоваться только СМИ.
«Сегодня такого рода решения для себя рассматривают практически все контролирующие и силовые ведомства, включая МВД и ФСБ»,— говорит заместитель главного редактора сайта Агентура.ру Ирина Бороган.
И, разумеется, не все подобные системы приобретаются через официальную процедуру госзакупок. Открытые система мониторинга — лишь верхушка айсберга: порой функции даже известных общественности систем контроля значительно шире заявленных.
Как пишет издание, в мире давно уже существует система «Эшелон», бюджет которой в 2009 году составлял 15 миллиардов долларов. Она появилась после Второй мировой войны как система глобального прослушивания.
«Сегодня «Эшелон» пишет абсолютно все, что проходит по кабелям, до которых он может дотянуться,— рассказывает Олег Глебов из департамента маркетинга компании «Информзащита».— Миллионы пользователей в других странах пользуются американскими коммуникационными сервисами, все это перехватывается».
В распоряжении другой системы - АНБ - находятся станции слежения, расположенные по всему миру. Для перехвата информации на территории России существует специальный центр разведки (крупнейший, кстати, центр перехвата АНБ), расположенный недалеко от Аугсбурга (Германия).
Таинственный СОРМ
В России роль «Эшелона» выполняет СОРМ — Система оперативно-розыскных мероприятий. «С 1990-х годов все операторы телефонной связи должны установить у себя оборудование СОРМ-1 для беспрепятственного съема и анализа информации из телефонных сетей, включая мобильные,— рассказывает Аркадий Прокудин, руководитель отдела информационной безопасности компании «АйТи».— А с начала 2000-х каждый интернет-провайдер обязан установить у себя оборудование СОРМ-2 для беспрепятственного доступа спецслужб к передаваемой информации».
Комплект оборудования для СОРМ стоит 10-30 тысяч долларов, а провайдеров интернета и телефонной связи (включая ip-телефонию) в России около 5 тысяч. Можно предположить, что только на установку этого оборудования уже потрачено около 100 миллионов долларов. Впрочем, реальные затраты на системы контроля — тайна за семью печатями. Равно как и планы по развитию этих систем.
Проект СОРМ-3 представляет собой разработку, позволяющую отслеживать, на какой сайт человек заходил, что скачал, кому звонил, слал SMS. Чем-то это даже напоминает официально прикрытую Конгрессом США в 2003-м программу Пентагона «Тотальная информационная осведомленность», которая предусматривала создание базы данных для сбора и хранения персональной информации обо всех гражданах США, в том числе об их электронной переписке, телефонных звонках, общении в социальных сетях, трансакциях по кредитным картам, медицинских записях и проч. Впрочем, конкретные сроки внедрения СОРМ-3 назвать никто пока не может.
Специалист, принимавший участие в разработке систем мониторинга, который пожелал остаться неназванным, сообщил изданию, что спецслужбы сегодня активно повышают свои технические возможности, речь идет, например, об использовании суперкомпьютеров. Также он подтвердил мнение основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа о том, что Facebook сегодня является величайшим из когда-либо созданных инструментов для шпионажа (согласно заявлениям Ассанжа, у Google и Yahoo! тоже есть интерфейсы, разработанные специально для американской разведки). После беспорядков в Лондоне фотографии погромщиков, выложенные ими в интернете «для друзей», потом всплывали в судах. Как они были найдены, неизвестно. «Есть теория, что соцсети дотируются спецслужбами, а возможно, и созданы при их участии,— комментирует Олег Глебов.— Например, официальная информация о расположении дата-центра «В контакте» не соответствует действительности. А тогда где реально он находится? Кто его контролирует?»
«Государству вы можете быть абсолютно неинтересны, зато собранной спецслужбами информацией может воспользоваться кто-то иной, допустим конкурент по бизнесу,— комментирует Ашот Оганесян, технический директор компании DeviceLock, Inc.— Можно заплатить спецслужбам и получить желаемую информацию, примеры есть».
Отметим, что угроза цензуры уже не первый раз нависает над рунетом. Так, в сентябре этого года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в Минске после заседания координационного совета генпрокуроров СНГ заявил, что социальные сети необходимо контролировать, чтобы избежать повторения погромов, которые произошли в августе в Лондоне.
В свою очередь генпрокурор Белоруссии Григорий Василевич добавил, что единые правила пользования Интернетом и социальными сетями должны быть разработаны на уровне ООН. «Практика публикаций в интернете различного рода статей клеветнического характера, инсинуаций, подстрекательства к нарушению законодательства говорит о необходимости подготовки документа, договора, который бы упорядочил пользование интернетом», - сказал Василевич.
А вот генпрокурор Казахстана Асхад Даулбаев был намного жестче в своих оценках: «Вопрос контроля над социальными сетями, за интернетом - это вопрос будущего, государства должны сообща противодействовать этому злу». Даулбаев подчеркнул, что «только в русском сегменте - сотни сайтов, которые призывают к экстремизму и терроризму».
Skype в опале
Кроме того, в апреле этого года ФСБ выступило с инициативой запретить на территории страны такие сервисы интернет-общения, как Gmail, Hotmail и Skype. Со столь радикальным предложением на заседании правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам выступил начальник Центра защиты информации и специальной связи ФСБ Александр Андреечкин. По его словам, в ведомстве обеспокоены использованием в сетях связи общего пользования РФ шифровальных средств иностранного производства, так как их сложно оперативно контролировать правоохранительным органам.
«В последнее время проблема использования в сетях связи общего пользования шифровальных криптографических средств – в первую очередь иностранного производства – вызывает все большую озабоченность ФСБ, - заявил чекист. - Распространяются различные программные средства, позволяющие шифровать трафик. Это, в частности, такие сервисы, как Gmail, Hotmail и Skype». «Бесконтрольное использование таких сервисов может привести к масштабной угрозе безопасности России», – констатировал тогда начальник ФСБ.
Новость об инициативе ФСБ облетела все СМИ и стала активно обсуждаться в блогосфере. Возможно, именно на волне ажиотажа от поддержки радикальных предложений ведомства тут же поспешили откреститься в Кремле. Так, по словам источника РИА «Новости» во власти, заявление Андреечкина о том, что сервисы Skype и Gmail могут представлять угрозу для нацбезопасности РФ, является его личным мнением и не отражает политику государства в области развития Интернета.
«Андреечкин превысил свои полномочия и сделал поспешные выводы об этих популярных сервисах», - сказал кремлевский представитель. Он напомнил, что «задачи ФСБ - это обеспечивать информационную безопасность, а не выступать с запретительными мерами», и рекомендовал обратить внимание на участившиеся случаи хакерских атак на такие интернет-площадки, как LiveJournal.
Против инициативы силовиков выступил и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. «Для подобного запрета я не вижу никаких правовых оснований. Если вы не умеете контролировать, то научитесь. Иначе так можно дойти до запрета Facebook, Twitter и Интернета вообще», - сказал «Интерфаксу» Федотов.
«Другое дело, эти сервисы вполне могут подлежать контролю в соответствии с законом. Если контроль осуществляется в рамках законодательства, то, пожалуйста, контролируйте. Это не вторжение в частную жизнь потому, что контроль осуществляется в целях защиты общественных интересов в рамках Конституции», - сообщил правозащитник.
«У нас существует законодательство об оперативно-розыскной деятельности, которое предусматривает возможность контролировать почту граждан в соответствии с судебными решениями, судебными санкциями. Это соответствует нашей Конституции. Если речь идет о том, чтобы осуществлять такой контроль, то почему нет? В соответствии законом это делать можно», - сказал глава Совета.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки