В России элита пожирает сама себя - Портников
Еще недавно принадлежностьк российской политической элите былаочевидной гарантией того, что ты неокажешься в местах не столь отдаленных,не потеряешь собственности и проживешьостаток жизни счастливым потребителемполученного в депутатском кресле илина министерской должности. Чтобы статьисключением из этого правила, надо былосделать что-то из ряда вон выходящее -поссориться с первым лицом, какХодорковский, стать оппозиционером,как Гудков. Тем, кто не высовывался,безопасность была обеспечена. Именноэта безопасность - вкупе с солиднымфинансовым кушем - так привлекала вовласти, позволяя отказываться от остатковсовести и порядочности даже тем, ктосчитался «крепкими профессионалами»,реформаторами и либералами.
Но сейчас даже самыйдалекий от власти гражданин Россииначинает понимать: что-то сломалось.Сам механизм гарантий перестаетдействовать - и это серьезная проблемадля власти. То, что после вопиющеголишения Гудкова депутатских полномочийв Думе стала работать специальнаякомиссия, глава которой в результатеоказался лидером фракции единоросов,не могло не насторожить - как и первыйв истории добровольный отказ отдепутатских полномочий представителяпартии власти. Тот, кто знает, какформируется элита, понимает, какойхолодок встречает сегодня депутатов вдверях Государственной думы. Большаячасть этих людей, конечно же, никакиене политики и даже не чиновники. Онипредприниматели, вложившиеся в мандатыкак в средство обеспечить безопасностьбизнеса и дальнейшее обогащение. То,что их сейчас проверяют как раз за то,ради чего они пошли в Думу, не может неказаться им дикостью - тем более когдапроверяют люди, прекрасно знающие всеобстоятельства депутатских карьер имотиваций.
Но дальше - больше.Сердюков и его окружение. Скрынник.Только не нужно говорить о борьбе скоррупцией. Российская власть сама посебе коррупция. Если изъять коррупционнуюсоставляющую из российского государственногоорганизма, может оказаться, что он большени из чего и не состоит. Но когда различныегруппировки начинают использоватьправоохранительный рычаг в борьбе другс другом - это нечто новое в российскойполитической жизни. Теперь никто неможет считать себя находящимся внедосягаемости Генеральной прокуратуры,Следственного комитета, ФСБ и прочихконкурирующих защитников чистотымундира. Если даже бывший министр оборонывынужден обивать пороги - пока толькочтобы защитить от СИЗО важного для негочеловека, - то кто поручится, что завтратоже самое не будет делать главаадминистрации президента, первыйвице-премьер, премьер, а может быть... Данет, не может быть, бросьте!
В России теперь можетбыть все что угодно - именно потому чторазбалансированы не только взаимоотношениявласти и общества, не только сами функциигосударства и его правоохранительныхведомств. Разбалансированы и отношенияв элите, исчезли все невидимые границыдопустимого, от сумы и от тюрьмы сегодняне зарекается никто. Да, возможно,Сердюкова не посадят, а найдут емунеприметную должность. Да, может быть,Скрынник отделается легким испугом илиусловным сроком. Но разве такой поворотв карьере предполагался этими людьми,когда они шли во власть? Они хозяеваэтой жизни - какой суд, какой приговор?
Но все это уже происходит- и это только начало. В будущем эту эпохуназовут временем самопожирания российскойкомпрадорской элиты - и позавидуют нам,бывшим свидетелями этого поучительногопроцесса. Но мы вряд ли можем сами себезавидовать. Потому что крах гарантийво власти вовсе не означает, что всеостальные функции государствавозвращаются, - напротив, теперь элитабудет полностью сосредоточена на самойсебе и собственном выживании. Какое тамгосударство, помилуйте! Помилуйте,граждане судьи!
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки