Foreign Policy о диктаторе и диктатуре Лукашенко
Междутем Польша, Литва и Латвия, граничащиес Белоруссией, - члены ЕС и НАТО, государствасо свободной прессой и независимымисудами. В Белоруссии Лукашенко правитстраной с 1994 года и похваляется своимстатусом "последнего и единственногов Европе диктатора", - отмечает автор.По его ощущениям, в Белоруссии вообще"многое отсылает к временамБрежнева".
Лукашенко культивируетимидж "в равной степени гангстера ипаяца", продолжает автор. "Ношутовство обманчиво. Этот человек сакульей проницательностью понимает,что такое могущество", - говорится встатье. Когда в 1990-х белорусы началибороться с его режимом, видный журналисти два ведущих политических противникаЛукашенко "просто исчезли", повыражению автора.
Ныне белорусскаяоппозиция "все еще жива, но еле дышит",- как считает Кэрил. Полиция жесткореагирует даже на участников невинныхакций протеста - например, флэш-мобов саплодисментами. Оппозиция натыкаетсяна глухую стену, пытаясь снискатьподдержку.
Тем временем в ноябревласти конфисковали все имуществоцентра "Вясна" и закрыли его офис.По словам активистов, сегодня в Белоруссиивсего 12 политзаключенных. "Но этосвидетельствует не сколько о дефицитекритиков, столько об эффективностиполицейского государства, насаждающегооцепенение", - считает автор.
Лукашенкоценит политзаключенных - "прекраснаяразменная монета на переговорах с ЕС",по выражению автора. "Он им говорит:"Дайте нам кредит, и мы освободимодного политзаключенного", - сказалакорреспонденту Татьяна Ревяка,представитель правозащитного центра"Вясна".
Если не считатьэтих мелких уступок, ситуация практическине меняется. "Возможно, дело в том,что очень многие страны ЕС охотнопокупают дешевые нефтепродукты изБелоруссии", - поясняет автор. Этивалютные поступления - животворныйпоток для Лукашенко. "Если бы ЕСдействительно хотел поразить Белоруссиюв уязвимое место, это была бы идеальнаямишень", - замечает автор.
А вкаких отношениях Белоруссия с Россией?"Излишне уточнять, что путинскаяРоссия склонна разделять взглядыЛукашенко на права человека", - пишетавтор. Но Лукашенко - "слишком скользкаяфигура" для того, чтобы во всемсоглашаться с Москвой. Он весьма зависимот российских энергоносителей, номастерски лавирует между Востоком иЗападом. "Европейцы не хотят, чтобыон приближался к орбите Москвы, а Путинуне хочется отказываться от влияния наМинск", - говорится в статье.
Ещеодин залог власти Лукашенко - "географическоепроклятие", как выражается автор."Белорусы не имеют никаких врожденныхотличий от других европейцев, но ихместоположение в Европе оказало имдурную услугу", - полагает Foreign Policy. В1930-1940-е годы Белоруссия видела "сталинскийтеррор, вторжение нацистов, отступлениенемцев с применением тактики "выжженнойземли" и возвращение советскойвласти".
Что теперь? "Большинствобелорусов явно недовольны существующимположением, но в основном они стараютсязатаиться", - пишет Кристиан Кэрил.По соцопросам, 30% за Лукашенко, 15% - заоппозицию, остальные аполитичны. Многиеуезжают в Европу.
Автор предлагаетсвой выход: "Почему бы не дать БеляцкомуНобелевскую премию? Это вдохнет свежийвоздух в этот затхлый уголок Европы".
Катерина Ризанчук katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки