Сегодняшний день открывает зимний праздничный сезон
Христиане отмечают сегодня Праздник Введения в Храм Пресвятой Девы Марии. По библейским преданиям, в этот день Иоаким и Анна, в благодарность за дарование им дочери в глубокой старости, отдали трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм «на Службу Богу».
Здесь она воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась, пишет starog1.
К этой дате на всей территории Украины привязано немало примет, прогнозов и обычаев, которые свидетельствовали о ее важном значении. Считалось, что Введение открывало собой зимний праздничный сезон. На Ровенщине говорили: «Введення прийде, свят наведе».
Введенские пословицы раскрывают стремление земледельца заглянуть в будущее, предсказать, какой будет следующая зима и как она повлияет на урожай: «Як Введення мосте мостки, а Микола забива гвіздки, то люта зима буде», «Як ляже глибока зима, готов глибокі закрома», «Скільки на Введення води, стільки на Юрія трави», «Як на Введення вода, то буде в мисці молоко», - говорили на Харьковщине. Эти народные наблюдения верно улавливали взаимосвязи погодных и климатических явлений, так как в основе их лежал трудовой опыт. Ведь от этих наблюдений во многом зависели результаты хозяйствования.
Характерным обычаем этого праздника был приход первого посетителя - «полазника». В основе его лежит вера людей в счастливую или несчастную примету. Если первым в дом заходил молодой, красивый мужчина, а вдобавок еще и с деньгами - хороший признак: весь год в доме будут все здоровы и будут «вестись» деньги. Если же в дом зайдет немощный, старый да еще и бедный человек - это плохой признак: и больные в доме будут, и нищета заведутся... А хуже всего, как войдет в дом старая женщина - «то уже добра не жди...» считают в селе Гальчинцы Теофипольского района Хмельницкой области. Поэтому старшие и более бедные люди сдерживаются заходить в чужой дом в день Введения. Недобрый знак, если в этот день кто-то из посторонних приходит занимать, или приходит больным.
<!-- @page { margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } -->
Обряды и поверья, связанные с «полазником» в дооктябрьский период, были распространены на Галичине, Волыни, Подолье и Закарпатье. Иногда функции «полазника», как отмечает исследователь А. В. Курочкин, выполняли, в частности в Прикарпатье, животные (бычок, лошадь), которых торжественно вводили в дом, кормили и поили, «чтобы скот хорошо водился».
В отдельных регионах Украины на Введение начинались некоторые виды работ, по существующему в народе поверью, может обеспечить успех в течение всего года. На Черкащине, например, в древности некоторые женщины в полночь против Введение садились голыми на пороге двери сеней и пряли «самосевные» конопля, «чтобы пряжа пошла на руку». На Подолье, утром на Введение, хозяйки осыпали некогда своих коров конопляным семенем и смазывали маслом вымя - «чтобы давали много молока». А «чтобы была густая сметана» - варили из муки густую киселицу и давали есть коровам. Чтобы никто не отобрал «живности», окуривали коров, овец и т.д. пахучим зельем приговаривая при этом заклинания.
В восточных областях Украины еще недавно был странный обычай среди «дивчат-чаривниц» святить воду в ночь на Введение. С этой целью девушки собирались в таком месте, где три ручья сливались в одно русло. Набрав воды в кувшин, зажигали два полена, а когда огонь хорошо разгорался, держали их над глиняной миской и лили воду так, чтобы она проходила между двумя огнями. При этом говорили заклинания. Они верили, что такая «святая» вода годится на «привлечение» парней к ним. Украинским крестьянам были известны когда «житейские правила, связанные с этим праздником - что можно и чего нельзя делать в этот день: «До Введения можно копать лопатой землю, а от него до Благовещения нельзя, потому что земля покоится и на лето силы набирается», «От Введения до Девятого четверга (Девятый четверг после Рождества Христова) нельзя бить белье вальком, или это повредит ниве и приводит летом бурю на поля», «конопли надо потереть до Введения, а тот, кто их трет после этого праздника, накликает бурю на поля, а на себя от людей пренебрежение».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки