«Die Zeit» о ядовитом наследии коммунизма в странах восточной Европы
Откуда берутся все этибезумства на Востоке? Старые членыЕвросоюза недоуменно или даже презрительновзирают на регулярно происходящиеполитические землетрясения в Центральнойи Восточной Европе - на гротескнуюполитическую борьбу между президентоми правительством в Румынии, на коррупционныескандалы в Чехии, на авторитарныетенденции в Венгрии, на теории заговоровв Польше.
На Западе часто и охотнопредставляют себе события на Востокеконтинента, как нечто происходящее вотсталом и чужеродном мире, где царствуютварварские обычаи. В действительностиже политика в Польше или Эстонии едвали более экзотична, нежели чем в Италии.Что происходит, так это недооценкапродолжающегося влияния диктатуры,царившей в восточном блоке до 1989 года.Именно в ней лежит главная причинаполитических патологий.
Философ Ханна Арендтнаиболее выразительно представиласоответствующие силы и механизмы.Диктатура (а тем более тоталитарнаявласть, стремящаяся к полному контролю)изолирует своих подданных друг от друга.Связи людей между собой заменяются ихзависимостью от общества целиком. Когдаже железная хватка государства послепадения диктатуры ослабевает, такоеобщество просто разваливается наотдельные части. Между людьми тогдачасто проявляется не просто безразличие,но недоверие.
К этому необходимоприбавить действие того социальногояда, который оставила диктатура: общаясьдруг с другом, людям сложно преодолетьвпитавшийся в них опыт предательства,приспособленчества или злоупотреблениявластью. Все общество словно пропитаноподсознательным ощущением, что другомулучше не доверять.
Там же, где этоговрожденного доверия не хватает,политический противник легко становитсяврагом, которого необходимо уничтожить(а не то он при первой же возможностисам подтолкнет тебя в пропасть).Неспособность к компромиссу и склонностьк коррупции - естественные следствияменталитета, привыкшего ожидать худшего.
Противоядием являетсяусиление гражданского общества.Центральная и Восточная Европа и вкоммунистические времена не былатоскливой пустыней безропотногоподчинения, и в ней имелись островасопротивления и самостоятельности -достаточно вспомнить только ролькатолической церкви в Польше. И сегоднягражданское общество не сидит, сложаруки, яркий пример чему - оппозиционноедвижение в Венгрии. В этом и заключаетсяглавная надежда на преодолениепостдиктаторского синдрома.
Катерина Ризанчук katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки