Дело Щербаня: Каким чудом единственный выживший член банды Кушнира оказался в парламенте?
Журналист ВладимирБойко, начинавший свою профессиональнуюдеятельность в 1990-х годах в Донецке иписавший на темы коррупции вправоохранительных органах, притесненийв сфере экономики и предпринимательства,комментируя события, связанные сосмертью Евгения Щербаня, остро поставилвопрос: "Если Евгения Щербаня убилилюди Кушнира по заказу Юлии Тимошенко,то каким чудом единственный выжившийчлен этой банды оказался в парламентепо протекции Ахметова? Что же касаетсябывшей бизнес-империи Евгения Щербаня,то она в значительной мере отошла РинатуАхметову”.
Интервью известногожурналиста, в 2005 году вошедшего в ТОП-25отечественных журналистов, которымдоверяют украинцы, опубликовано в номере "Газеты по-украински”.
ГПУ: Какова вероятностьтого, что Юлия Тимошенко — заказчикубийства Евгения Щербаня?
В.Бойко: - Пользоватьсятеорией вероятности при раскрытиипреступлений не стоит, поскольку решениясудов не могут основываться напредположениях. Или человек преступникс 100-процентной вероятностью, или ондолжен быть оправдан. Вопрос доказательствавины во всем цивилизованном мире решаетсявсего одним путем — предоставлениемдоказательств стороной обвинения сдальнейшим их анализом беспристрастнымсудом.
Следовательно, нужноставить два вопроса: во-первых, есть лив распоряжении Генеральной прокуратурыдоказательства, которые доказываютпричастность Юлии Тимошенко к убийству17-летней давности? И, во-вторых, есть лив Украине беспристрастный суд?Общеизвестно, что украинская судебнаясистема не имеет никакого отношения кправосудию. Именно по этой причинеиностранные правительства предоставляютполитическое убежище украинскимчиновникам, которых на родине обвиняютв совершении преступлений. Что жекасается первого вопроса, то если бытакие доказательства были, то они давнобыли бы известны.
Убийц Евгения Щербанясудил Апелляционный суд Луганскойобласти еще в 2001 году. И нигде в приговорени слова нет о роли Юлии Тимошенко.Убийство было совершено в Донецке.Поэтому как так случилось, что бывшийпрокурор Донецкой области Виктор Пшонкатолько сейчас заговорил о каких-то новыхдоказательствах? А где он был предыдущие17 лет?
Более того, 13 августа2001-го тогдашний генпрокурор МихаилПотебенько сделал официальное заявлениео том, что убийство Щербаня раскрыто,заказчикомубийства был один из народных депутатовУкраины (но фамилию не назвал). Понятно,что это не Юлия Тимошенко, котораяоставила Верховную Раду в 1999 году(заявление Тимошенко о сложениидепутатских полномочий Рада удовлетворила2 марта 2000 года. — "ГПУ”) и на тот моментуже успела поработать вице-премьероми посидеть в СИЗО после первого ареста.Потебенько делал свое заявление наосновании материалов уголовного дела.Поэтому вопрос к Виктору Пшонке: какогонародного депутата имел в виду тогдашнийгенпрокурор?
В теперешней Генеральнойпрокуратуре нет людей, способныхраскрывать преступления. Смышленыеследователи давно оставили стеныГлавного следственного управления ГПУ,а то отребье, которое там сейчас протираетштаны, — это бизнес-менеджеры. Онизарабатывают копейку для начальстваи, по совместительству, занимаютсясоставлением процессуальных бумажек.Очевидно, что обвинение Тимошенко вубийстве — независимо от того,действительно ли она была его заказчиком,— исключительно пропагандистскаякампания, рассчитанная на улучшениеимиджа Виктора Януковича. Также очевидно,что у Генеральной прокуратуры никакихреальных доказательств нет, если быдаже Тимошенко была бы серийной убийцей.Потому что доказательства добываютпрофессионалы, а среди подчиненныхВиктора Павловича Пшонки таких неводится. Впрочем, это не помешаетруководству ГПУ быстренько завершитьследствие и направить дело в суд — необязательно Печерский в Киеве. Весьмавозможно, что выносить приговор ЮлииТимошенко (а она будет непременноосуждена — в этом можно не сомневаться)будет Киевский районный суд Донецка.
ГПУ: Если не ЮлияТимошенко, то кто мог заказать убийствоЕвгения Щербаня? Каким был Донецк 1990-х?Кем тогда был Щербань? Чем владел? С кемконкурировал? Кто унаследовал егоактивы?
В.Бойко: — Донецк первойполовины 1990-х был фронтовым городом. Наулицах стреляли чуть ли не каждый день.Естественно, что гражданское населениехорошо ориентировалось в криминальных"раскладах”, а подробности того, кто,кого и как "замочил”, были главнойтемой разговоров.
Было несколько линийпротивостояния.
Во-первых, враждовалавласть — официальная, которую олицетворялиЕвгений Щербань и его однофамилец,тогдашний губернатор Владимир Щербань,и неофициальная, принадлежащая группировке"Люкс” ("Алик Грек”, "Ринат”, "Кий”,"Черт” и другие). Но война эта быладостаточно скрытой, потому что официальнаявласть панически боялась Алика и егобратву. И нынешний глава Верховной Рады(а в те годы — мэр Донецка) ВладимирРыбак, и когорта "красных директоров” Звягильский, Ландик, Скударь, Буляндаи другие были вынуждены ползать передбандитами. Это сильно обижало и унижалоих, но открыто выступить против Аликаони не могли — это значило бы подписатьсебе приговор.
Во-вторых, шла войнамежду "Люксом” и носителями воровскихтрадиций. Как пример можно привестиубийство вора в законе Эдуарда Брагинского("Чирик”) в кафе "Красный угол” всентябре 1994 года.
Третья линия противостоянияпролегла между "Люксом” и другимибандами "отморозков”. Некоторые вожакипризнали авторитет Алика и перешли подего начало, как, например, покойный Василий Джарты или Гиви Немсадзе. Другие— как енакиевские братья Долидзе —сложили на той войне головы.
Все это происходило наглазах перепуганного населения, котороезнало поименно всех участниковпротивостояния. Было очевидно, чтоофициальная власть не будет терпетькрайне бешеного Грека до бесконечности.Поэтому убийство Алика на стадионе (15октября 1995 года. — "ГПУ”) былопредсказуемым, а по городу сразу жепоползли слухи, что был выполнен заказофициальной власти. Не менее предсказуемымстало и убийство Евгения Щербаня, котороев народе восприняли как месть зауничтожение Алика.
Что касается бандыКушнира, на которую Генеральнаяпрокуратура традиционно "вешает” всерезонансные убийства 1990-х, то правильнееговорить о группировке Рябина-Кушнира.Среди членов этой банды выжил и находитсясейчас на свободе всего один, по прозвищуКартавый. Он был избран в Верховную РадуУкраины шестого созыва по квоте РинатаАхметова. Это — тот же "народныйизбранник”, который в апреле 2010 годазверски избил в сессионном зале ОлесяДония. Поэтому возникает вопрос: еслиЕвгения Щербаня убили люди Кушнира позаказу Юлии Тимошенко, то каким чудомединственный выживший член этой бандыоказался в парламенте по протекцииАхметова?
Что же касается бывшейбизнес-империи Евгения Щербаня, то онав значительной мере отошла РинатуАхметову. Это и компания "Атон”, и,самое главное, доля Щербаня в "Индустриальномсоюзе Донбасса”. Кстати, эта корпорациябыла создана для поставок газа промышленнымпредприятиям Донецкой области. Газзакупали у корпорации ЕЭСУ, которуювозглавляла Юлия Тимошенко, но ценуконечному потребителю устанавливалИСД — как минимум вдвое выше, чем ценаЕЭСУ. Поскольку денег для расчетов затопливо у предприятий не было, оплаташла бартером, а также акциями предприятий.В 2000 году Ринат Ахметов вышел из числавладельцев ИСД, забрав наиболеепривлекательные активы — акции Харцызкоготрубного завода, "Азовстали”, "Азовмаша”и некоторые другие. Для управления этимиактивами была создана компания СКМ.
ОРД
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки