Зорян Шкиряк: «Последними громкими акциями протеста в Украине руководила власть»
С известным оппозиционным политиком и лидером Гражданского объединения «Новый Киев» Зоряном Шкиряком Цензор.НЕТ поговорил о протестных акциях, переговорах об объединении оппозиции и будущих выборах
Общество должно взбунтоваться в целом
- Начнем с не удобного, как для оппозиционера вопроса. Даже претензии к оппозиции. Почему акции протеста локальны? Протестуют отдельные группы, но нет акций, которые бы привлекли десятки и сотни тысяч людей.
- Это результат абсолютного разочарования общества во всем. И большинство акций были не только локальными, но и провальными. Каждый, кто выходил, делал это за свой шкурный интерес. В этой ситуации людей интересовало одно – оставят им льготы или не оставят. Будет изменено законодательство так, как удобно им или нет. Акции протеста должны были организовываться таким образом, чтобы общество взбунтовалось в целом. Идеальная модель - это когда афганец выходит за чернобыльца, чернобылец выходит за врача, врач выходит за студента, а студент за пенсионера. Тогда и результат был бы другим. Кроме того, самая главная – ошибка всех этих массовых акций протеста в том, что главным их слоганом в последнее время стало «Геть політиків!». Но когда нужно защищать, вытаскивать из под ареста – там с утра до ночи стоят депутаты-оппозиционеры.
Проблема локальных протестов, в несистемности и хаотичности. Это дискредитировало саму идею оппозиционной борьбы. Власть в последних акциях протеста не просто принимала участие – она ими руководила.
- Вы можете конкретизировать?
- Эти каждодневные ломания решеток под Верховной Радой, когда это уже стало неким элементом национальной игры. Власть не просто дала эту возможность, но, по сути, организовывала протест. Акции афганцев: возле Кабмина – митинг с хорошим звуком, с охраной, которая не пускает людей на другую сторону, где стоят уже такие же чернобыльцы, которые голодали и хотели добиться справедливости. В сути своей люди желали одного - сохранения каких-то гарантий для себя. Но мы никогда так не добьемся успеха, если мы не будем думать друг о друге.
«Когда на акции Королевской я начал критиковать Януковича, то мне отключили микрофон»
- Вы говорите, что многие маскируются под действия оппозиции. Но перед выборами политиков-оппозиционеров всегда больше. Кто на сегодняшний день является реальной оппозицией и как избирателю отличить реальную оппозицию от фиктивной?
- Смотрите историю - кто, где и чем занимался на протяжении двух последних лет. И тогда очень четко видно, кто выполняет задачу быть оппозиционером. Такая задача им поставлена теми, кто сегодня руководит государством. А оппозиция сегодня - это те, кто сидят в тюрьмах, это их соратники, это те, кому ломают головы стульями, это те, кого избивают под Печерским судом, это те, кто последовательно занимает четкую гражданскую позицию, понимая, что сегодня у власти диктатор. Безусловно, у оппозиции есть проблемы: сложно договариваться, имея частично разные идеологические наполнения. Но, тем не менее, сегодня есть три основные политические силы, которые доказали свою оппозиционность. «Батькивщина» - Юлия Тимошенко* на сегодня является единственным лидером украинской оппозиции. Настоящим и правдивым. Кроме того, это «Фронт змин», это «Свобода». Плюс те члены КОДа («Комітет опору диктатурі», - прим. Ред.), которые занимают четкую, жесткую последовательную позицию, по отношению к криминальному режиму.
- Подождите, вот на улицах висят бигборды Натальи Королевской. Ее фото с акции протеста, обещание «защитить каждого»… Но в тоже время, когда вы называли тех, кого считаете оппозиционерами, Королевскую не упомянули. Почему?
- Я очень хорошо лично отношусь к Наталье Юрьевне. Но… Знаете, когда «Вперед» организовывался, то я был романтиком, поскольку увидел в ней молодого и перспективного политика. Но рано или поздно неискренность становится очевидной. Видно написанные тексты, постановочность процесса. Купленная популярность никогда не будет эффективной. Собственно, как и купленная оппозиционность. Поэтому все ее потуги принять образ Юлии Владимировны… Это не серьезно. Потому что есть то, что дается Господом Богом и это купить нельзя. Оппозиционная риторика не является показателем истинной оппозиционности. Я вот уже начал оппозиционную риторику у «регионалов» прослеживать. Вы вспомнили про бигборды Королевской, но были бигборды Януковича по всей стране, где было написано: «Почую кожного». Вот сейчас у нас тоже бигборды по всей стране, но уже «Защитим каждого». У меня всего один вопрос: «Как?» Дайте ответ. Этого ответа нет. Есть технологии. О чем мы можем говорить, когда на Королевскую работают политтехнологи Черновецкого. «Скажи мне кто твой друг…»
Кроме того, обратите внимание, что оппозиционная риторика Королевской -это только наезды на Азарова. Постоянно - Азаров, Азаров, Азаров. Помню, когда я начал критиковать Януковича и призвал к революции на одной ее акции, мне тут же выключили микрофон. Вот тогда я выводы и сделал.
Но в конечном итоге, кто у нас оппозиция - решать людям. Если они считают, что Королевская* – это оппозиционер, то они поддержат ее. Но мы должны понимать, что Королевская и УСДП будут отбирать свой, пусть и небольшой процент, но у «Батькивщины», у Тимошенко. Ведь это, практически одно, электоральное поле. Это не секрет ни для кого. Вот и анализируйте . Мне было очень неприятно, когда и в какой день проводился, в лучших традициях гламура, съезд ее партии (съезд проходил в день вынесения приговора Тимошенко, - прим.ред). Есть вещи, которые с моральной точки зрения переступать нельзя.
Янукович в своей жизни руководствуется криминальной ментальностью
- Основная темы прошедшей недели – это приговор Юрию Луценко. Я знаю, что вы постоянно были на судебных заседаниях. Какие впечатления от процесса и от приговора?
- В данной ситуации характеристика будет очень короткой – абсолютно циничный судебно-правовой шабаш. Других эпитетов я найти не могу. И вообщем-то, мы прекрасно понимали то, что другим приговор не будет. Где-то глубоко внутри теплилась надежда, что «вдруг»… Как и в процессе над Юлией Тимошенко, не было ни одного доказательства вины подсудимых с точки зрения правоотношений и проведения судебного заседания. Ни Юлии, ни Юры. Мы понимаем, что четко выполнялся приказ Банковой. Это не было правосудие, это было правовым беспределом. Когда приходил Янукович, мы понимали, что будет такая ситуация, но масштабы этого кошмара не представляли в полной мере.
- После последних перестановок в Кабмине и силовых ведомствах «гайки закрутят» еще сильнее?
- Янукович переставляет свое окружение для укрепления личных позиций. Сейчас главной политической группировкой в Украине стала la famiglia или государственная Коза Ностра, во главе с Януковичем и его сыном врачом-стоматологом, самым крупным олигархом в Украине Сашей. Янукович в своей жизни руководствуется криминальной ментальностью. И все последние назначения – это представители семейной Коза Ностры: Клименко, Арбузов, Саламатин, Колобов, Калинин. Он окружает себя теми людьми, которые на переходном периоде подготовки к выборам будут служить верой и правдой диктатору и хунте. Другая часть тех же регионалов, старые партийцы – Азаров, Клюев, откровенный криминал во главе с Юрой Енакиевским (Иванющенко), в данной ситуации медленно, но уверенно отходят на вторые роли.
Оппозиция способна получить в Раде 250 – 270 мандатов
- В подобной ситуации, как лучше идти на предстоящие осенью выборы оппозиции?
- После того как произошло голосование за нынешний закон о выборах, я был в состоянии шока. Мы в оппозиционном кругу, говорили о том, что надо отстаивать пропорциональную систему, никакой мажоритарки и т.д.…И вот когда я успокоился и продумал все, перечитал, то понял, что это был правильный шаг. Потому что в ситуации, в которой находилась оппозиция, это ультра-максимум, который можно было выжать. Закон в том виде, в котором он принят, безусловно, дает шансы оппозиции на победу. Я давал анализ предыдущего закона, который внес Ефремов - если бы его приняли, то можно было бы сразу объявлять выборы сфальсифицированными.
В каком формате лучше идти оппозиции? Есть разные мнения. Если я раньше скептически относился к возможности создания единого списка, то теперь все больше склоняюсь к тому, что это возможно. На базе одной партии, в данной ситуации – «Батькивщины» (самой мощной и структурированной), создавать единый список от оппозиции, который возглавит Юля. И такой же единый список формировать на мажоритарных округах. Это все дало бы в сегодняшних условиях от 250 до 270 мандатов. Я могу вам подтвердить, что идет работа по созданию и мажоритарного, и единого партийного списка.
Власть уже почувствовала угрозу и может переиграть избирательный закон. И в данной ситуации опасность кроется не только в запрете выдвижения одновременно в округе и в списке, а в понижении проходного барьера. Это то, что может послужить костью для некоторых представителей так называемой оппозиционной среды. Если будет принято решение, к примеру, сделать 1%, то можете себе представить, что начнет твориться.
- Допустим, оппозиция набирает 250 – 270 мандатов в Раде. Что дальше?
- Я жду немедленного освобождения Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и всех политзаключенных. Жду начала процесса импичмента и досрочных президентских выборов. Очень важно для оппозиции не только просто победить на парламентских выборах, что будет сделать не просто, но разработать серьезную, концептуальную программу по возвращению Украины к жизни. Причем во всех сегментах государственного управления. От экономики до международных отношений, от социальной защиты до здравоохранения. Если мы сегодня не будем думать об этом, завтра мы просто не успеем. Сегодня действительно искусственно удерживается курс доллара. Мы видим катастрофическую ситуацию на рынке труда, потому что безработица никогда не была такой глобальной, как в последние 2 года. Ни одна реформа власти не прошла. Полный провал по всем параметрам. В данной ситуации оппозиция просто обязана консолидироваться и выводить страну из кризиса.
ШКИРЯК ЗОРЯН НЕСТЕРОВИЧ. ДОСЬЕ
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки