Почему украинские производители выигрывают от торговой войны с Россией
Народное движение за бойкот российских товаров, набравшее силу после аннексии Крыма Россией, поддержали многие украинцы. Штрих-код, начинающийся на «46», получил в народе меткое название «код войны». А одним из лозунгов стала фраза «Російське вбиває».
Лоббисты российских брендов пытались доказать бесперспективность акции (мол, шмотки и еда - это мелочь в сравнении с бензином и газом, которые вы не сможете бойкотировать). Но к тому времени идея бойкота уже прочно прижилась. И сейчас может считаться одним из неписаных законов новой страны. По крайней мере, стало неприличным обсуждать фасоны российских брендов, вкусовые качества кофе или чая, упакованных на России, или гигроскопические свойства памперсов РФ.
Но есть ли у всенародной акции экономические достижения? Или правы были противники бойкота, прогнозировавшие, что он будет иметь лишь «моральный эффект»?
За прошлый год импорт с России «просел» почти наполовину
- Эффект от бойкота прежде всего материальный, и он очень сильно сказался на экономике России, - утверждает Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.
- В прошлом году темпы продажи продукции российских производителей в украинских торговых сетях падали в среднем в два раза быстрее, чем продажи других производителей, - говорит он. - И именно бойкот, я считаю, привел к тому, что некоторые российские товары (например, красная рыба, икра) просто перестали поставляться в Украину из России.
Международные компании также отреагировали на украинский бойкот российских товаров и начали сокращать производства своих товаров в России.
- Международные марки переориентируют потоки товаров: в Украину стали больше завозить продукции из Европы, а производственные мощности в России частично закрываются из-за возникших проблем со сбытом. Расположенные там заводы фактически потеряли рынок Украины и продолжат работать только на внутренний рынок России, Беларуси и Казахстана, то есть Таможенного Союза, - поясняет директор департамента управляющей компании ООО «Группа ритейла Украины» (ТМ «КАРАВАН») Максим Ковалев.
При этом, убирая производства из России, международные компании переносят их не только в Европу, но и в Украину, что способствует подъему нашей экономики.
- Мы мониторим крупные компании, такие как Orbit, Procter & Gamble и другие, и видим, что процесс начался. Скажем, у производителя в линейке 10 стиральных порошков. Если раньше все они изготовлялись в России, то теперь 5 видов - в Венгрии, два - в Украине и только три - в России. Фирма Lipton уже перенесла пакетирование чая на 100 пакетов для Украины в Польшу, а производство 25 пакетов собирается перенести в Польшу или в Украину, - говорит Алексей Дорошенко.
Украинский госкомстат посчитал, что по итогам 2014 года импорт товаров из России в Украину сократился на 45,1%. Хотя в списке основных торговых партнеров Украины Россия до сих пор занимает первую строчку.
Лидер бойкота - российский алкоголь
Подробнее о группах товаров, которые ощутили на себе украинский бойкот, рассказал Максим Ковалев.
- Больше всего «просел» российский алкоголь - минус 82%. Сыры, заморозка (включая мороженое, овощи, полуфабрикаты) и корма для домашних животных потеряли в спросе порядка 70%. Пиво и напитки дали минус 60%.
Уменьшился спрос и на российские авто-мото товары (минус 40%), рыбу, канцелярию (минус 30%), бакалею и товары для детей (минус 20%).
Впрочем, есть и такие категории российских товаров, потребление которых остается неизменных или даже растет. Это бытовая химия (плюс 30%), косметика и гигиена (плюс 10%). Однако эти цифры не в полной мере отражают спад спроса на все российское, так как основываются на методе сравнения продаж товаров, имеющих российский штрих-код на данный момент.
По словам Максима Ковалева, анализировались только те товары, которые были и остаются российскими. Те, которые раньше производились в РФ, а из-за украинского бойкота стали изготовляться в Украине или в Европе, в статистику не попали. «А за год многие товары, ранее производившиеся в России, поменяли страну-производителя на Польшу, Германию и другие европейские страны. Например, существенная часть ассортимента «Nestle». То есть, реальное присутствие российских товаров уменьшилось более значительно, чем это отражается в динамике продаж товаров с российским штрих кодом на сейчас, делает вывод Максим Ковалев.
Он также отмечает, что в Киеве и Житомире спрос на российскую продукцию за год упал сильнее, чем в Днепропетровске и Харькове.
Страдает ли украинский потребитель от отсутствия российских товаров?
Алексей Дорошенко считает, что незаменимых товаров нет. В частности, по данным Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, от бойкота российских товаров уже существенно выиграли украинские производители.
- Стали лучше покупать украинскую продукцию. Только по продуктам питания прирост продаж украинских товаров за 2014 год мы оцениваем в $500 млн! И это при том, что общий уровень продаж упал - не только из-за бойкота, а из-за снижения покупательской способности в первую очередь. Это огромная цифра для Украины! Раньше об этом нельзя было даже мечтать.
ТОЧНО: А помните, с чего все началось? И бойкот товаров «партии регионов», и бойкот российских товаров? Не с Майдана, и не с Крыма. А с эмбарго на украинские товары, которое Россия ввела в августе 2013 года. В частности, на сладкую продукцию Порошенко. Вот правду говорят: не рой яму другому. Мы уверены: эту поговорку россияне еще не раз вспомнят по итогам развязанной ими войны.
Что думают украинцы о бойкоте товаров с России:
Сергей, предприниматель:
- Мы специально проанализировали свой «устоявшийся потребительский набор» и поняли, что не так там и много было российских товаров. Ну, перестали покупать жвачки и шоколадные батончики - они все рашские. Вместо жвачек теперь освежаемся «Тик-таком» или жуем орешки. Не заправляюсь теперь на «Лукойле», «ТНК», «Гепарде» и других российских заправках. Не пью российского пива (и раньше не пил), не покупаю русский инструмент (да он и так дерьмовый). А если берем что-то «нечастое», то смотрю штрих-код. Например, у чая, кофе.
Оксана, продавец:
- Пришлось отказаться от любимых макарон «Макфа», от кофе в зернах «Черная карта» и от конфет фабрики «Рот фронт». Но особой проблемы в этом нет, легко заменили на другое.
Елена, парикмахер:
- Какой бойкот? У меня в Москве дочка и любимый зять...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки