Неизвестные факты о Казимире Малевиче
Казимир Малевич до сих пор считается одним из самых трудно понимаемых художников 20 века. Будто издеваясь над публикой, так он подписывал некоторые свои ранние работы: «Содержание картин автору неизвестно». Надеемся, что собранные нами истории, связанные с личностью и творчеством, приблизят читателей к пониманию гениального супрематиста.
Культовый «Черный квадрат» написан в 4 экземплярах. Два хранятся в Третьяковке, еще один - в питерском Русском музее. Четвертый экземпляр приобрел российский «Инкомбанк» у родственников художника в 1993 году за 250 тысяч долларов. Картину семья якобы нашла в чулане, на дне ящика с картошкой. В 1998 году, когда банк разорился, «Черный квадрат» стал главной ценностью в расчетах с кредиторами. На мировом арт-рынке начался ажиотаж, и чтобы полотно не вывезли за рубеж, в аукцион вмешалось российское правительство. В 2001 году произведение за миллион долларов приобрел владелец «Норильского никеля» олигарх Владимир Потанин. Он передал картину в «Эрмитаж».
«Премьера» первого, самого старого варианта «Черного квадрата», состоялась в 1915 году на «Последней выставке футуристов „0,10"» в Москве. Концептуальное название расшифровывалось просто - «0» означал конец искусства в его традиционном понимании, а «10» - первый шаг авангардистов в направлении неизвестности. Под этим шагом Малевич и подразумевал супрематизм. Однако коллеги художника по экспозиции запретили ему использовать сие слово - они не понимали, что Малевич имеет в виду. В супрематизме впервые в истории искусства доминантой было объявлено не изображение, а форму и цвет. Многие полагают, что Малевичу этой выставкой действительно удалось «похоронить» старое. Говорят, что Пикассо охладел к кубизму именно после того, как увидел «Квадрат».
Второй вариант «Черного квадрата» в 1923 году Малевичу пришлось написать, потому что оригинал к тому времени стал выглядеть ужасно. Из завораживающей черноты предыдущего полотна стала банально облупливаться краска. Так бывает, когда картина написана поверх другой. У бедного Малевича действительно не было чистого холста, и ему приходилось экспериментировать на своих старых работах. Позже при помощи спектрального анализа реставраторы восстановили "первоначальную" картину. Ею оказался треугольник красного цвета.
«Черный квадрат» написан мелкими ударными мазками в стиле импрессионистов. Интересно, что в ходе работы Малевич использовал все цвета палитры, кроме черного. Более того - ни одна из сторон «квадрата» не равна другой. Выходит, что «Черный квадрат» - совсем не квадрат, и тем более не черный. Изначально название у шедевра было «Четырехугольник».
Подпись на полотне Малевич оставил следующую: «Я НАЧАЛО всего». Он утверждал, что пережил что-то вроде экстаза, «видел на холсте огненные молнии». В публичной лекции на закрытии выставки «0,10» Малевич назвал квадрат своим вторым идеальным «я», «живым царственным младенцем, дитем четвертого измерения и восставшим Христом». Эта работа стала его визиткой, подписью и манией. За несколько лет до смерти мастер спроектировал для себя супрематический гроб - с черными квадратом и треугольником на крышке. Последним квадратом в жизни художника стало основание его любимого дуба в деревне Немчиновка (100 на 100 см), где, согласно завещанию, его похоронили.
Многие считают, что в 1930 году во время второго тюремного заточения (за «шпионаж в пользу Германии») Малевич придумал граненый стакан. Художника якобы «достала» хрупкость казенной посуды, и он решил добавить «ребра жесткости». А, выйдя на свободу, поделился своей идеей с автором скульптуры «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной. Мол, вместе они и спроектировали культовый в СССР предмет. К сожалению, это миф. Первый «гранчак» сошел с конвейера только в 1943 году в городе Гусь-Хрустальный. Новоиспеченная форма всего лишь помогала удержать стакан на поддоне только что изобретенных посудомоечных машин. Так сокращался бой посуды.
Впрочем, Казимир Малевич все же заложил основы советского дизайна. Ваши бабушки, дедушки и даже родители наверняка помнят одеколон «Северный», который выпускался до середины 90-х годов. Его дизайн в 1908 году разработал нуждающийся в деньгах художник по просьбе знаменитого русского парфюмера Александра Брокара. Флакон выглядел как глыба льда, на которой в качестве крышки для духов горделиво возвышался белый медведь.
Из картона, гипса и дерева Малевич конструировал «архитектоны» - объемные композиции, в которых геометрические фигуры «врезались» друг в друга под прямым углом. Мастер верил, что именно такой будет архитектура будущего. И хотя тогда над ним смеялись, многие вертикальные архитектоны по конфигурации действительно напоминают современные небоскребы. Кроме того, считается, что творения Малевича использовались при проектировании главного корпуса МГУ.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки