Устрашение Ярославом или Польша как еще одна Россия
Польская партия Права и Справедливости (ПиС), возможно, и не выглядит устрашающей, но легко представить, что изменится в стране, если эта сила придет к власти, выиграв сначала президентские, а затем и парламентские выборы, пишет в блоге на "Новом времени" Земовит Щерек.
Открою маленький секрет: ПиС является наиболее пророссийской партией в Польше. Если бы не особое геополитическое положение Польши, то ПиС не скрывала бы этого, или как минимум, открыто выражала свои симпатии России. Как и другие консервативно-националистические партии в Центральной Европе, которые называют свой национализм «патриотизмом», ПиС полагают, что демократия нужна лишь для захвата власти. А о таких вещах, как система сдерживания и противовесов, а также политика нейтральности, беспокоиться не стоит.
Один из ведущих членов ПиС Йоахим Брудзинский сказал однажды, что «поляки должны учиться у россиян патриотизму». Отличная идея, господин Брудзинский. Давайте будем учиться путинскому патриотизму, который не приемлет других точек зрения, кроме собственной, и боится заглянуть в шкаф, чтобы случайно не найти там скелетов.
После двух лет правления ПиС наверняка захотели бы установить в Польше такую же фасадную демократию, как и Путин в России. В подобных условиях демократия рассматривается чисто утилитарно, как набор инструментов, использующихся на Западе и, следовательно, присутствующих и в Польше. Уже вошло в практику копировать западные образцы правления без особого понимания их сути и предназначения, не разбираясь, почему они по-разному реализуются в разных странах. Пытаясь обмануть Запад, мы обманываем сами себя. Это все равно, что есть суп вилкой, а котлету - ложкой.
Если нам не нужна истинная демократия, то с таким же успехом можно было бы установить в Польше авторитаризм в стиле Франко или Пиночета, но в его восточноевропейской серой версии - костелы во мгле, паломники в болоте и портрет вождя на деревянном заборе. Паломничество польских правых к умирающему генералу Пиночету только подтверждает подобные предположения.
Но Россия - это враг, и все тут. При этом такому врагу немного завидуешь. Ведь это Россия, а не Польша показывает Европе свою «напористость», является «по-настоящему патриотической» и «опирается на традиционные ценности». Ярослав Качиньский, конечно, доказывает, что его идеал - это Бавария, а не Россия, но до спокойных, рассудительных и открытых к диалогу христианских демократов представителям ПиС так же далеко, как депутату Павлович до Далай-ламы.
ПиС мог бы спокойно подписаться под российскими возгласами о «европейской коррупции», «пропаганде гомосексуализма» и другими примерами «морального разложения» европейцев.
Такой стереотип о Польше сложился и в Европе. У них польский ПиС ассоциируется со всей страной. И если выборы выиграет окружение Качиньского, это станет существенной подпиткой для подобных суждений.
Достаточно вспомнить, как во времена правления ПиС Польша превратилась в посмешище Европы, переместившись в международных медиа из раздела «Мир» в раздел «Интересное». Это были те прекрасные времена, когда нанятый специалист по созданию международного имиджа Польши Валли Олинс упаковал чемоданы и уехал из страны, разозлившись, что опереточные братья Качиньские уничтожили все, чего он достиг на поприще формирования нового имиджа страны.
Таким образом, Польша для Европы - это ПиС, а Польша с ПиС у власти - это подтверждение всех негативных стереотипов относительно нашей страны.
Польшу рассматривают, как центральноевропейскую Россию. Можем возмущаться по этому поводу или нет, можем думать, что нас несправедливо осуждают, но именно такими нас и видят. Мы должны обратить на это внимание, а не закрывать глаза.
Мы должны принять к сведению: если ПиС осенью выиграет выборы, то это спровоцирует конфликт с Западом, ведь там Качиньского и его окружение рассматривают, как антироссийских сумасшедших авантюристов, которые вместо ответственной политики по отношению к России будут необдуманно размахивать кулаками. Так Польша будет выглядеть со стороны, независимо от того, преувеличена подобная точка зрения (а она преувеличена) или нет.
России это играет на руку, ведь ПиС не только ослабит Польшу на международной арене, но и будет истерически реагировать на все ее провокации и выпады. «Королева драмы» - так назвали Польшу с точки зрения россиян на географических картах стереотипов. И это правда: никто не хочет иметь дела с истериками.
К сожалению, мнение о ПиС в Европе не самое лучшее, и в этом нет ничего удивительного. Мы уже привыкли к их речам, но Западу и даже Центральной Европе (да-да, даже для орбановской Венгрии или традиционной католической Словакии) они кажутся дикими. С точки зрения той части мира, к подражанию которой мы стремимся, Ярослав Качиньский и его коллеги - темные суеверы.
Если уж речь идет о Центральной Европе, то приход к власти ПиС точно остановит создание какого-либо центральноевропейского проекта. Для Запада Польша - это центральноевропейская, латинско-католическая Россия, которая не является особо привлекательной ни с экономической, ни с цивилизационной точки зрения. Это отсталая страна, зацикленная на своих комплексах и паранойе. К тому же, она еще и очень криклива, что делает ее раздражающей и потенциально опасной.
Я когда-то был на заседании НАТО, где президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили призывали Польшу начать играть роль лидера в Центральной Европе. Одним словом, создать некий проект так называемого Междуморья, объединяющего все страны данного региона. На это ответил присутствовавший там Александр Квасьневский: это, конечно, хорошо, но сначала спросите чехов и литовцев, готовы ли они поддержать подобную идею.
Победа ПиС станет подтверждением опасений Центральной Европы о том, что Польша хочет доминировать над своими соседями. А для ПиС Центральная Европа - это скорее предмет для снисходительности и тыканья пальцем. Достаточно вспомнить, как Ярослав Качиньский, будучи премьер-министром, с присущим ему изяществом попрекнул «молодых людей, которые были премьер-министрами» или лидерами стран Вышеградской группы.
ПиС не только не изменит старые негативные стереотипы о Польше, но лишь усугубит их. Мы не должны слепо копировать Запад; нам нужно предложить ему продукты своей культуры, цивилизации и ценностей - так, чтобы Запад не мог себя представить без Польши, чтобы чувствовал, что Польша является его частью.
Но, черт возьми, пусть это не будут ценности Права и справедливости, католического Радио Мария или других прелестей, иначе мы ослабим свою международную позицию на долгие годы.
P.S Как видите, я ни разу не употребил в тексте слово «Дуда». Сознательно. Потому что слово «Дуда» ничем не отличается от «Качиньский, Павлович или Мацеревич». Нечего пускать пыль в глаза.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки