Деньги на ветер. США пора прекратить бороться с терроризмом - мнение
Арабский мир - многообразный регион, где нет места плюрализму - умению мирно сосуществовать в условиях множества различий, пишет Томас Фридман в блоге на "Новом времени".
На Ближнем Востоке живут сунниты, шииты, курды, христиане, друзы, алавиты, евреи, копты, езиды, туркмены и еще множество племен. На протяжении долгого времени все конфликты между ними решались исключительно с помощью железной руки. Но когда мы убрали свою железную руку из Ливии и Ирака, не установив там нового порядка, а люди в Сирии и Йемене решили самостоятельно убрать власть в своих странах, началась ужасающая война всех против всех.
Эта бойня лишь обнажила несостоятельность грабительского стиля правления в данном регионе в течение предыдущих 60 лет.
Власть в ближневосточных странах не сумела развить человеческий потенциал и построить в регионе гражданское общество. Арабский мир с его формальными границами объединяют нефть и грубая сила.
В результате люди примыкают к племенам и сектам, благодаря которым, по их мнению, они останутся в безопасности.
Свидетельством того, как далеко все зашло, является тот факт, что многие иракские суннитамы предпочитают поддерживать ИГИЛ, лишь бы не бороться и умирать за проиранское шиитское правительство в Багдаде. Я не помню, чтобы когда-то все было настолько плохо. Нынешнее положение вещей хорошо описал ближневосточный аналитик Саймон Хендерсон в своей колонке для The Wall Street Journal: «Хаос и насилие в Йемене недостаточно упорядочены, чтобы называть это гражданской войной».
Кажется, что фундаментализм воцарился везде. Институт по исследованию прессы Ближнего Востока недавно опубликовал лекцию доктора Шейха Ахмада Накиба, который критикует ИГИЛ, но добавляет при этом, что «Исламское государство, несомненно, намного лучше, чем преступники из числа шиитов, убивающих суннитов исключительно из-за их происхождения».
Экономист из Массачусетского технологического института Отто Шармер, который работает с общинами, страдающими от непрекращающихся конфликтов, объясняет главные характеристики фундаменталистского склада ума с помощью противопоставлений. «Что является противоположностью открытому мышлению? - спрашивает он. - Зацикливание на одной истине. Что является противоположностью открытому сердцу? Увязание в одной коллективной шкуре, восприятие всего с точки зрения «мы против них», и невозможность сопереживания другим. Что является противоположностью свободной воле? Порабощение устаревшими установками».
Если подобное мышление будет доминировать и дальше, то можно начинать оплакивать будущее Ближнего Востока, ведь количество нефти и воды непременно будет сокращаться, а количество детей - увеличиваться.
На сегодня я вижу только два пути для возрождения в Ливии, Ираке, Йемене и Сирии последовательного самоуправления. Первый предполагает, что внешние силы полностью оккупируют эти страны, погасят сектантские войны, подавят экстремистов и последующие 50 лет приложат все усилия для того, чтобы привлечь местное население к управлению государством, как равноправных граждан. Но даже это может не сработать. Более того, наверняка не сработает.
Другой путь - ждать, пока пожары погасят сами себя. Так, гражданская война в Ливане прекратилась через 14 лет по причине истощения ресурсов обеих сторон. Они сошлись на том, что в этой войне не будет ни победителей, ни побежденных, и каждый получил свой кусочек пирога. Подобным образом примирились и тунисские группировки.
Наше вмешательство в регион, где почти никто не разделяет наших целей, не может быть эффективным. К примеру, Иран и Саудовская Аравия в Ираке и Сирии работали и над разжиганием конфликта, и над его разрешением. Сначала Иран подтолкнул шиитское правительство Ирака к тому, чтобы раздавить суннитов. Когда это привело к появлению ИГИЛ, он отправил проиранских военных, чтобы потушить разбушевавшийся огонь. А длительная поддержка пуританского антиплюралистического ваххабизма со стороны Саудовской Аравии помогла сформировать мышление представителей ИГИЛ и присоединившихся к ним суннитских фундаменталистов. Саудовцы также способствуют как разжиганию, так и погашению конфликта. Иными словами, ИГИЛ можно сравнить с ракетой, которая получила систему наведения от Саудовской Аравии, а топливо - от Ирана.
Отныне США в отношении Ближнего Востока должны поддерживать политику «сдерживания плюс усиления». Давайте помогать тем, кто проявляет желание сдерживать ИГИЛ - речь идет об Иордании, Ливане, Объединенных Арабских Эмиратах и курдах в Ираке. Также стоит поддерживать любые конструктивные инициативы различных групп в Йемене, Ираке, Ливии и Сирии, не подменяя при этом их власти своими. Это должна быть их борьба за собственное будущее. Если они не считают нужным бороться с ИГИЛ, значит, мы тем более не должны.
Недавно я случайно увидел на номерном знаке одного автомобиля из Вирджинии надпись «Борись с терроризмом». Я не думаю, что подобные надписи должны находиться на государственных номерах. Мы потратили больше десяти лет на то, чтобы побороть терроризм и наладить жизнь в той части мира, где это невозможно сделать извне. Мы лишь зря потратили свое время и усилия. Пора признать бесполезность наших усилий и прекратить выбрасывать деньги на ветер. Пора перестать быть «Соединенными Штатами по Борьбе с Терроризмом». Если жителям Вирджинии столь необходим девиз для машины, как вам такой: «Сдерживай и усиливай за границей. Строй Вирджинию у себя дома»?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки