Из-за военного конфликта Донбасс не умрет, но развиваться сможет только в составе Украины - блогер
Телеканал Коломойского снял фильм о том, что Донбасс скоро превратится в "мертвые солончаковые степи, над которыми даже не летают птицы" (цитата ведущего).
Меня просят прокомментировать это видео, так как оно запугало многих.
Смысл фильма в том, что от Донбасса необходимо отказаться. Никаких перспектив здесь нет, особенно после оккупации и войны.
Я не эксперт, но несколько лет работал на Донбассе журналистом, катался по региону, писал о тех же проблемах и общался с теми же экпертами, что и снявшие фильм журналисты. Все сказанное специалисты повторяли и пять, и десять лет назад, но солончаковые степи с полным отсутствием птиц - это, конечно же, фантазия ведущего.
Не первое десятилетие существуют упомянутые в фильме проблемы, но тотального апокалипсиса в границах Донецкой области так и не случилось.
Последствия войны и российской грабительской оккупации можно назвать катастрофическими, но регион точно не превратится в непригодную для жизни зону. Напротив, закрытие производств и отсутствие людей оздоровит экологию, что местами уже происходит по причине уничтожения большого количества шахт и заводов двадцать лет назад.
Нынешняя война пока еще не сравнилась по масштабам с тем этапом деиндустриализации. Во время нынешней войны прекрасно работают самые крупные предприятия, принадлежащие олигархам - по обе стороны фронта. Останавливаются в основном мелкие и средние, а также дотационные. Шахты с хорошим углем прекрасно работают, копанки работают, Колесников в Горловке даже кондитерскую фабрику во время войны открыл.
Ну и, само собой разумеется - огромный поток контрафактных и контрабандых товаров не иссякает, а только увеличивается. Ситуация в анклаве уникальная, так как изоляция затрагивает лишь простых людей и никоим образом не касается "бизнесменов".
В приниципе, по этой причине и снимают фильмы о необходимости бросить Донбасс, не бороться за него. Усиленно создают образ чего-то ненужного. Чтобы внутри этого ненужного спокойно зарабатывать миллиарды.
Но вернемся к экологии и солончаковым степям.
В фильме утверждается, что закрытие шахт приведет к поднятию отравленных шахтных вод и заражению источников пресной воды. Успокою авторов фильма - пресная вода на Донбассе заражена уже давно, и не только из-за шахтных вод, это неизбежная судьба любого промышленного региона советского типа. К примеру, в черте Донецка СЭС уже много лет запрещает купаться и пользоваться колодцами.
При этом за чертой города множество чистых водоемов, удаленных от городов и промышленных предприятий. Там можно купаться.
Скажу больше - проблемы с водой в нынешних донецких степях наблюдаются последние несколько тысяч лет. Индустриализация и строительство городов на Донбассе стали возможны лишь благодаря воде из Северского Донца, в который регулярно заливают воду из Днепра. Через Донецкую область до самого Мариуполя проложены огромные трубы, благодаря которым и живет регион (включая орошение полей). Смерть Донбасса наступит практически мгновенно - если Украина перекроет вентиль. В этом смысле Донбасс зависит от остальной Украины больше, чем Крым, я об этом уже писал.
Кстати, одна из причин почему россияне не завоевывают Мариуполь - вода. Сейчас трубы идут через оккупированные территории в Мариуполь, поэтому Украина не может прекратить поставки воды без ущерба для своего города. Но если Мариуполь оккупируют и конфликт обострится - все возможно.
Без этой трубы Донбасс просто вымрет, потому что без нее он и не жил. Тысячи лет, вплоть до XIX века, человек присутствовал здесь лишь проездом, исключая побережье Азовского моря и север региона, где протекает Северский Донец. Потому что не было воды.
К слову, в советское время Донбасс потреблял в 9 раз больше пресной воды, чем в 2013-м. Можете представить масштабы снижения производства и, естественно, уменьшение загрязнения окружающей среды.
Но вернемся к шахтным водам, которые, поднимаясь, будут отравлять пресную воду и разрушать фундаменты домов.
За последние двадцать лет на Донбассе закрыли множество шахт. Регион сильно пострадал экономически и демографически, но в солончаковую пустыню не превратился.
Сразу скажу, что Донецк не рухнет и не затопится. Возможно, если прекратить откачку воды, пострадают какие-то районы, но не весь город, под которым уже давно уголь не добывают, хотя уголь там есть. А на откачку воды Донецк точно найдет средства, не такие уж это большие деньги даже во время кризиса. Кстати, воду первым делом нужно откачивать из недостроенного метро.
Если хотите видеть последствия закрытия шахт и прекращения откачки воды - поезжайте в депрессивный городок Белозерское рядом с Добропольем. Он на подконтрольной Украине территории. Там из-за ошибки градостроителей разработка угольных пластов проводилась прямо под жилыми кварталами, а когда шахты закрыли и вода поднялась - затопило подвалы. Из-за проседания грунта начали лопаться водопроводные и канализационные трубы и трескаться фундаменты. Сейчас процессы уже закончились, ситуация стабилизировалась, можно укреплять здания и прокладывать новые трубы.
Белозерское - это и есть тот самый апокалипсис, которым пытаются нас запугать в фильме. Но городок, пусть и депрессивный, до сих пор стоит, борется за свое существование и если умрет, то точно не от шахтных вод.
А в других городах, таких как Донецк, угольные пласты (повторю это еще раз) уже давно под жилыми кварталами не разрабатываются.
В Донецке другая проблема - подтопление подвалов. Но не из-за шахтных вод. Дело в том, что в угольных регионах между углем и поверхностью присутствует практически водонепроницаемый слой породы, поэтому дождевая вода с трудом уходит вниз, скапливаясь у поверхности.
На набережной Кальмиуса в Донецке стоят высотные жилые дома, которые уже давно начали "плыть" и пошли трещинами. Дождевая вода не уходит вниз, а подвалы домов превращаются в своеобразные плотины, накапливая ее. В результате перепады температур разрушают фундаменты и стены, а летом в подвалах настоящее болото и плодятся змеи, о чем местные журналисты писали не раз.
1. Белые высотки у Кальмиуса не первый год в группе риска.
Но подтопление подвалов - не только донбасская проблема и с этим можно успешно бороться.
А теперь о "метановых бомбах" в подвалах. Вода вытесняет метан на поверхность и он, естественно, скапливается в подвалах домов. В Донецке эта проблема присутствует, к примеру, в районе больницы Калинина, локально. Ремонтники не раз выходили из местных подвалов с опаленными бровями. Как вы уже догадались, проблема существует тысячи лет и бороться с ней легко - достаточно оставлять дверь или окошки в подвал открытыми.
В любом угольном бассейне метан интенсивно выходит на поверхность, ничего необычного и катастрофического в этом нет. На Донбассе есть места где прямо из земли бьют небольшие газовые факелы - туристы и рыбаки готовят на них еду.
И, наконец, в фильме показали фотографии провалов, которые к Донбассу никакого отношения не имеют. После разработки угольных пластов появление огромных дырок в земле невозможно, так как угольный пласт достаточно узкий, нередко горнякам приходится ковырять уголек, согнувшись в три погибели. Проседания грунта соответствующие.
Огромные провалы образовывались на Донбассе лишь на месте соляных шахт в районе Артемовска - там из-за взрыва шахты во время немецкой оккупации появилось глубокое соленое озеро (по легенде немцы устроили в шахте склад и взорвали ее перед отступлением). Соль залегает не узкими пластами, поэтому после ее добычи образуются огромные залы, которые могут эффектно проваливаться.
2.
3. Соленые озера-провалы на месте взорванной немцами шахты. Мечта дайверов-спелеологов.
Как вы понимаете, соляные шахты Донбасса находятся под контролем Украины и сейчас работают в обычном режиме.
Место ядерного взрыва на шахте "Юнком" действительно представляет опасность, как и десятки других мест на территории бывшего СССР, где производили "гражданские" ядерные взрывы, в том числе подземные. Но второго Чернобыля все равно не получится - масштабы не те. Слишком маленький заряд.
А вот горловская шахта, куда с поверхности просочился яд мононитрохлорбензол и действительно растворил находящихся внизу горняков - это серьезная опасность. Перед войной залежи мононитрохлорбензола, к счастью, успели вывезти из Горловки в Польшу и Германию на утилизацию (иначе любая мина могла бы привести к масштабной трагедии), но в заброшенной шахте он остался. И этой ситуации нужно уделять особое внимание.
Однако, всем, кто хочет похоронить Донбасс или создать образ непригодного для жизни региона, ответ один - не дождетесь. Экология Донбасса в результате второго этапа деиндустриализации лишь оздоровится. Чем меньше людей и промышленности, тем лучше для окружающей среды.
Как тут не вспомнить Джорджа Карлина и его черный юмор.
Что будет с Донбассом? Он будет жить. Потому что здесь все равно остается промышленность, полезные ископаемые и плодородная земля. На Донбассе слой чернозема 50-70 сантиметров. В этом сейчас могут убедиться все солдаты, копая окопы.
На Донбассе всегда будет больше источников для развития, чем в большинстве регионов Украины.
Во время оккупации Донецк будет пустеть и расходовать ресурс, заложенный в мирное время. Это административный центр. Здесь нет градообразующих предприятий, закрытие которых повлияет на город. Но в качестве административного центра он сейчас хиреет, так как россияне оккупировали самые депрессивные районы Донбасса, а Украина контролирует все самое лучшее и перспективное на Донбассе.
Поэтому Донецк не умрет, но развиваться сможет только в составе Украины, когда вновь станет полноценным административным центром.
Многие выехавшие в остальную Украину уже никогда не вернутся в Донецк, но после освобождения город наполнится за счет жителей окружающих его депрессивных городков, которым повезет меньше - городки эти окончательно умрут, не выдержав войны и оккупации, уничтожающей градообразующие предприятия.
Так что не спешите хоронить Донецк и Донбасс. Потери катастрофические, но не критические. Регион будет жить, а местами неплохо жить - как и раньше.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки