Битва за порты Крыма. Кто кого
Аннексировав крымский полуостров, самопровозглашенные власти Крыма национализировали предприятия и имущество морских портов Украины, расположенных на его территории, пишет в блоге на "Новом времени" Дмитрий Коваль. Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия и Ялта передали их в собственность недавно созданному предприятию "Крымские морские порты". Затем Россия внесла морские порты полуострова в реестр морских портов Российской Федерации и открыла их для захода иностранных судов, самостоятельно присвоив им «международный» статус.
Украинские власти, не собираясь отдавать морские порты без боя, задействовали принцип морской блокады. Признав Крым временно оккупированной территорией, морские порты полуострова были закрыты для судоходства. За нарушение правил въезда и выезда с полуострова введена административная и уголовная ответственность
Правительство официально известило мировое сообщество о невозможности обслуживать суда и пассажиров в морских портах Крыма. Любое судно, зашедшее в порты полуострова, делает это на свой страх и риск.
Евросоюз также вводит санкции против Крыма и Севастополя, в частности, запрещает импорт происходящих из Крыма товаров, вводит запрет на экспорт определенных товаров и технологий крымским компаниям. Налагается запрет на инвестиции в Крым. Европейцы и компании из ЕС больше не могут покупать недвижимость или учреждать организации в Крыму, финансировать крымские предприятия или предоставлять подобные услуги.
Туроператорам Евросоюза запрещается предлагать туристические услуги в Крыму или Севастополе. Европейские круизные суда больше не могут заходить в порты Крымского полуострова, за исключением экстренных случаев.
Мировое сообщество также не осталось в стороне - Генеральная ассамблея ООН призвала государства и международные организации не признавать аннексию Крыма, воздержаться от любых действий, которые могут толковаться как признание аннексии. Резолюцию Генассамблеи поддержали 100 стран - членов ООН.
К сожалению, ООН и в частности ее подразделение - ИМО, не имеет прав заставить правительство и судовладельцев подчиняться своим решениям, а может только рекомендовать им избегать заходов в крымские порты.
Однако, несмотря на созданные препятствия, крымские порты хоть и снизили свой грузооборот, продолжают функционировать в штатном режиме, а суда, в том числе и европейских стран, голосовавших за резолюцию ООН, продолжают заходить в порты, несмотря на запрет украинских властей и настоятельные рекомендации международного сообщества, санкции ЕС, и даже вопреки рискам быть задержанными украинскими властями за нарушение законодательства Украины.
Так, в последний опубликованный список неправительственных организаций, занимающихся отслеживанием судов-нарушителей вошли 165 судов из 15 стран. Среди стран-нарушителей есть и такие европейские страны как Германия, Италия, Швейцария, Эстония и другие.
Власти Украины уже обратились к странам судов-нарушителей с просьбой объяснить действия своих судов. Также Генеральной прокуратурой открыто и расследуется 69 уголовных дел относительно несанкционированных заходов в порты Крыма.
В феврале текущего года удалось задействовать уже давно ожидающие своего применения механизмы наказания нарушителей.
Сингапурское судно-нарушитель, неоднократно заходившее в оккупированный Крым, было задержано в Ильичевском порту.
Задержание продолжалось около трех дней, однако и этого срока достаточно, чтобы судовладелец понес убытки и сделал соответствующие выводы.
В марте суд арестовал турецкое судно в связи с заходом в один из портов Крыма. Как выяснилось позже, данное судно уже неоднократно заходило в порты крымского полуострова, нарушая не только ряд международных правил, но и украинское уголовное законодательство.
В ходе проверки другого судна, на этот раз украинского, государственными органами был установлен заход судна в порт Керчи. В данном случае суд посчитал достаточным ограничиться штрафами для всего экипажа и капитана судна.
Задержав пару-тройку судов-нарушителей, Украина создала прецедент на практике, тем самым предотвращая такие нарушения в будущем и осуществляя принцип неизбежности наказания за совершенные нарушения. Ведь «потенциальный нарушитель», зная о действенности норм закона, подумает дважды, прежде чем заходить в порты Крыма.
В действительности мы видим, что несмотря на «непризнание» и «осуждение», санкции и запреты, торговля на захваченной страной-оккупантом территории продолжается, и ждать помощи и поддержки от стран, чьи суда, несмотря на все «это», продолжают спокойно и безнаказанно вести бизнес в Крыму, смысла нет. Украине на данном этапе необходимо более «жёстко» настаивать на соблюдении не столько международных правовых принципов, сколько ее собственного национального законодательства.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки