MENU

Как реформировать украинскую экономику

3815 4

Нам так и не довелось узнать, каков экономический план Кабмина: правительство не удосужилось поделиться с общественностью публикацией этого документа, пишет в своем блоге на «Новом времени» экономист Богдан Данилишин. Да и существует ли он в текстовой форме? Уверенности в этом нет. Однако по скупым заявлениям чиновников, которые просачиваются в прессу, можно сделать вывод, что реформирование украинской экономики будет основываться «на трех китах»: дерегуляции, борьбе с коррупцией в органах власти и строительстве инфраструктуры. По крайней мере, эти темы звучат в заявлениях чиновников чаще других.

В связи с этим хотелось бы обсудить, насколько реализация этих планов поможет совершить переход украинской экономики к более производительным формам хозяйствования.

Дерегуляция. Эта идея отсылает нас к неоклассической школе экономики, согласно которой хозяйственные субъекты, освобожденные от всякого государственного принуждения и регулирования их деятельности, работают наиболее эффективным способом. Это делает «невидимая рука рынка» Адама Смита. Однако странно сейчас опираться на уже порядком морально устаревшую теорию, особенно после ее критики Джоном Мейнардом Кейнсом и Джоном Нэшем. Тем более, что, согласно современным исследованиям известного историка экономики Джека Голдстоуна, в преддверии Первой промышленной революции в XVIII веке «британская экономика функционировала при относительно высоких налогах, высоких пошлинах и жестком регулировании торговых и морских перевозок в Европе и поддерживала правительство, увязшее в долгах из-за субсидирования военной и морской экспансии».

Все это не помешало британским предпринимателям провести в своей стране успешную технологическую революцию, благодаря которой потом Британия и доминировала в мире полтора столетия. Но произошло это за счет невиданного до этого момента массового внедрения в промышленное производство технологических инженерных инноваций, а не благодаря отсутствию регулирования в экономике. Похожие процессы работают сейчас в США во время внедрения технологических инноваций в процессе «сланцевой революции», в одной из наиболее традиционных отраслей энергетики – нефте – и газодобыче, в которой регулирование весьма существенно.

В XX веке отсутствие регулирования экономики в развитых странах – редкость. Свободного капитализма в чистом виде нет практически нигде. Первая попытка реализовать такую форму свободного капитализма в начале 1990-х годов в независимой Украине привела только к разрушению промышленного производства страны, негативные последствия которого мы не можем преодолеть до сих пор, примитивизации структуры национальной экономики и возникновению паразитирующего класса олигархов.

Почему так произошло? Потому что психологии украинцев не столь свойственна предпринимательская культура, присущая западным европейцам. После 1917 года все немногие носители капиталистической трудовой этики того времени в Украине были или уничтожены, или эмигрировали. Поэтому, боюсь, тотальная дерегуляция экономики опять приведет к дальнейшему перераспределению еще не поделенного богатства в пользу немногих, как это уже и было два десятка лет назад.

Независимый предприниматель западноевропейского типа может появиться в Украине только в процессе эволюции национального капитализма. Но это произойдет не вдруг, на это понадобятся десятилетия. Нам нужно учитывать психологическое наследие СССР, поэтому я бы предложил проводить дерегуляцию экономики не во всех секторах. В сфере малого и среднего бизнеса экономическая свобода должна быть максимальной, для крупного промышленного производства, особенно созданного в СССР, должен быть установлен долгий переходной период. Здесь нам нужны точечные, кейнсианские методы руководства, основанные на практике мирового бизнеса, при условии, конечно, что будут преследоваться исключительно государственные интересы, а не интересы тех или иных олигархов.

Борьба с коррупцией. Борьба с коррупцией в обществе всегда популярна. Сейчас в западном обществе, да и во всем мире с большой помпой обсуждается коррупция в ФИФА. Как мы видим, и развитой Запад не свободен от нее. Но о чем говорит коррупция? О том, что в обществе есть экономическая свобода. Еще такой мыслитель XVIII века, как Бернард де Мандевиль говорил, что атрибутом нормальной хозяйственной деятельности всегда есть коррупция, и она неизбежна. Где нет коррупции? Ее нет в Северной Корее. Ее не было в нацистской Германии, фашистской Италии и в сталинском СССР. Хотим ли мы таких режимов? Коррупцию нельзя победить нерепрессивными методами. Но хотим ли мы увидеть антикоррупционные кампании в Украине с расстрелами, такие, как в КНР? На волне борьбы с коррупцией пришли к власти Уго Чавес и Виктор Орбан. Но так совпало (совпало ли?), что после этого венесуэльцы и венгры стали жить хуже, чем раньше. Развитая экономика и коррупция могут сосуществовать друг с другом. Пример – Северная Италия, один из самых развитых промышленных регионов мира.

Не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Я категорически против коррупции. Борьба с коррупцией должна быть одной из задач государства. Но она не должна быть главной задачей реформ. Так же, как и отсутствие дерегуляции экономики – не главная причина нашего растущего технологического отставания от развитых экономик мира. Главной задачей наших реформ должна стать реиндустриализация Украины согласно требованиям третьей промышленной революции. Создание современного технологического университета, крупного современнейшего технологического парка, современной венчурной системы для финансирования инновационных технологических стартапов – вот что должно стать главной проектной задачей нынешнего правительства.

От того, справимся ли мы с этими задачами, зависит выживание Украины в современную технологическую эпоху. Но об этом мало кто говорит. А борьба с коррупцией – ежедневная тема обсуждения. На самом деле это рутинная задача для правоохранительных органов, и не более того. Государство должно законодательно предусмотреть создание таких стимулов для чиновников МВД и прокуратуры, чтобы им было выгодно бороться с коррупцией.

Инфраструктурные проекты. Да, на первоначальном этапе они будут способствовать темпам экономического роста, тем более, что за 25 лет независимости инфраструктура в стране практически не менялась. Однако мы должны помнить, что современный капитализм отличает, прежде всего, наличие производств современных, востребованных на международных рынках товаров, как правило, технологических, если мы не хотим быть только сырьевой страной, а не развитая инфраструктура. Израиль не может сравниться с эмиратом Дубай по красоте и количеству масштабных инфраструктурных объектов, однако не следует забывать, что именно Израиль держит 10% капитализации американской технологической биржи NASDAQ (больше, чем страны всей Западной Европы вместе взятые). В Дубае же многие объекты после кризиса 2008 года так и не заселены, а в Китае есть около десятка пустующих огромных «городов-призраков», построенных в плановом порядке властями КНР.

В Украине сейчас нет свободных денег – и в ближайшее время не предвидится. Так что, когда они появятся, лучше направлять эти средства на создание и производство современных товаров, а не инфраструктурных «памятников чиновничьему тщеславию».

Все, что я привел выше, говорит о том, что наше правительство поверхностно прорабатывает свои планы и решения. Судьбоносные решения для жизни страны не должны применяться по аналогии, только потому, что были применены в другой стране и были там успешны. Особенности национальных производственных культур существуют. То, что сработало у других, не обязательно сработает у нас. Для того, чтобы решения были взвешенными, обоснованными, и правильными, необходимо приглашать для их обсуждения специалистов разных профилей – от историков экономики до культурологов. Потому, что цена ошибки будет высокой. И может так случиться, что мы эту ошибку уже не сможем исправить.

Только обсуждая эти важные вопросы экономической политики, мы сможем понять, когда нужно принимать решения проектного плана, а где отдать ситуацию на откуп рынку. Для того, чтобы прогрессивное проектное мышление украинских ученых, технологов, дизайнеров и промышленников, а также «невидимая рука» Адама Смита сделали народ Украины процветающим и счастливым.


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини